Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
силою, скажу объ Ег о дѣятельности; назову л и Промысломъ,
скажу объ Его благости; назову ли царствомъ, скажу объ
Его славѣ; назову ли Господомъ,— назову Его судіею; назо­
ву ли судіею,—назову Его праведнымъ; назову ли отцомъ,—
скажу объ Его любви; назову ли огнемъ, — скажу объ Его
гнѣвѣ. Скажешь мнѣ: «такъ Богъ гнѣвается?» Да, Онъ гнѣ­
вается на тѣхъ, которые дѣлаютъ зло, но благъ, щедръ и
милостивъ къ любящимъ и боящимся Его; ибо Онъ н астав­
никъ благочестивыхъ и отецъ праведныхъ, но судія и ка­
ратель нечестивыхъ.
4. Богъ безначаліи», потому что онъ не произошелъ,—
невмѣняемъ, потому что безсмертенъ. Онъ называется Бо­
гомъ (θεός) ПОТОМу ЧТО ПОЛОЖИЛЪ (διά τό τεθειχεκι) ВС6 ВЪ СвОѲЙ
крѣпости и διά το θέειν: слово же θέειν о значаетъ бѣжать, дви­
гать, производить, питать, провидѣть, управлять, оживотво­
рятъ все *). Онъ называется Господомъ, потому что господ­
ствуетъ надъ всѣмъ,— Отцомъ, потому что существуетъ п р е­
жде. всего,— Зиждителемъ и Творцомъ, потому что все создалъ
сотворилъ, — Всевышнимъ, потому что превыше всего, —
Вседержителемъ, потому что всѣмъ управляетъ и все со­
держитъ. Ибо и высоты небесъ, и глубины безднъ, и пре­
дѣлы вселенной въ рукѣ Его, и нѣтъ мѣста Его успоко­
енія 2). Небеса—Его дѣло, земля— Его твореніе, море—Его
созданіе, человѣкъ—Его произведеніе и подобіе, солнце, лу­
на и звѣзды— Его стихіи, сотворенныя въ знаменія, во вре­
мена, дни и годы *), на службу и пользу людей; и все Богъ
создалъ изъ небытія въ бытіе, дабы изъ дѣлъ Его было по-
знаваемо и разумѣемо Его величіе.
5. Какъ душа въ человѣкѣ не видима и низрима для лю­
дей, познается же чрезъ движеніе тѣла, такъ и Бога нельзя
видѣть очами человѣческими, но Онъ созерцается и по­
знается изъ Его провидѣнія и дѣйствій. Ибо кто увидитъ
корабль въ морѣ снаряженный и идущій къ берегу, непре­
мѣнно заключитъ, что есть на немъ кормчій, управляющій
его движеніемъ; та къ точно должно думать, что есть Б о г ъ
130
ѲЕОФИЛАКЪАВТОЛИЗУ.____________ ^
‘) Слово θεός производятъ отъ χιθεναι также Геродотъ (и, 52) а Климентъ
александрійскій (Strom. і, с. 29 § 182) Отъ Θέειν производятъ его Сократъ у Пла­
тона (Cratyl. с . 16), также Клим. алекс . (Protr. с. 2 . § 26), св. Аѳанасій (de definii)
Григорій Назіанзинъ въ 31 Словѣ.
2) Исаія lxvi, 1 и Дѣли. ѵи, 49.
3) Выт. 1, 14.