Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
различіе, напримѣръ, между свѣтомъ и тьмою, между бѣлымъ
и чернымъ, между безобразнымъ и красивымъ, между пра­
вильнымъ, соразмѣрнымъ и неправильнымъ, несоразмѣрнымъ,
между чрезмѣрнымъ и недостаточнымъ, или какъ уши раз­
личаютъ звуки, подлежащіе слуху—рѣзкіе, тяжелые или прі­
ятные: такъ точно есть уши сердца и очи души, чтобы ви­
дѣть Бога. И Богъ бываетъ видимъ для тѣхъ, кто способны
видѣть Его, у кого именно открыты очи душевныя. Всѣ имѣ­
ютъ глаза, но у иныхъ они покрыты мракомъ и не видятъ
солнечнаго свѣта. И хотя слѣпые не видятъ, свѣтъ солнеч­
ный все-таки существуетъ и свѣтитъ, а слѣпые пусть жа­
луются на самихъ себя и на сбои
глаза. Такъ и у тебя,
другъ мой, очи твоей души помрачены грѣхами и злыми дѣ­
лами твоими. Ч еловѣкъ долженъ имѣть душу чистую, какъ
блестящее зеркало. Когда на зеркалѣ есть ржавчина, то не
можетъ быть видимо въ зеркалѣ лицо человѣческое: такъ и
человѣкъ, когда в ъ немъ есть грѣхъ, не можетъ созерцать
Бога. И такъ, покажи ты себя самого, не прелюбодѣй ли ты,
не блудникъ ли, воръ, грабитель, похититель, растлитель
отроковъ, не сварливъ ли ты, не злорѣчивъ ли, не гнѣв­
ливъ ли, не завистливъ ли, не надмѣненъ ли, не гордъ
ли, не буенъ ли, не сребролюбивъ ли, не ослушникъ ли ро­
дителямъ, не продавецъ ли дѣтей твоихъ. Ибо Богъ не от­
крывается тѣмъ, кто это дѣлаютъ, если напередъ не очи­
стятъ себя отъ всякой скверны. Все это наводитъ мракъ, и
какъ болѣзнь на глазахъ не позволяетъ имъ обращаться къ
свѣту солнечному, такъ и тебя. мой другъ, беззаконія по­
мрачаютъ такъ, что не можешь видѣть Бо га.
3.
Ты скажешь мнѣ: «ты видящій опиши мнѣ видъ Бо­
га». Послушай, другъ мой: видъ Бо га не описуемъ и неизъ­
яснимъ, ибо не можетъ быть видимъ плотскими глазами. Его
слава безконечна, величіе необъятно, высота непостижима,
могущество неизмѣримо, мудрость неизслѣдима, благость не­
подражаема. благодѣянія неизреченны. ѵИбо если назову Его
свѣтомъ, то я скажу объ Его твореніи; назову ли Его Сло­
вомъ. скажу объ владычествѣ ’); назову ли Его умомъ, ска­
жу объ Его мудрости; назову ли Духомъ, скажу объ Его
дыханіи; назову л и мудростію, скажу объ Его порожденіи;
назову ли крѣпостію, скажу объ Его могуществѣ; назову ли
’) Т. е. Богъ-Отецъ владычествуетъ ведъ всм и чрезъ Сына Своего—Слово.
сочиненія древнихъ христ. апологетовъ .
9
_
_
_
_
_
ѲЕОФМА КЪ АВТОЛИКУ.
____________________1
29