Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
человѣка, и я покажу тебѣ моего Бога; покажи, что очи души
твоей видятъ и уши сердца твоего слышатъ» (гл. 2). Онъ
доказываетъ, что Б огъ не можетъ быть видимъ плотскими
очами и неизобразимъ для человѣка по Его безконечности:
но можетъ быть познаваемъ изъ Его Промысла и дѣйствій;
полное же знаніе и созерцаніе Бога сдѣлается возможнымъ
тогда, когда мы увлечемся смертнаго тѣла и облечемся въ
безмертіе (гл. 8 —7). Такъ какъ Автоликъ не вѣрилъ воскре­
сенію мертвыхъ, то Ѳеофилъ сперва показываетъ, что безъ
вѣры мы не можемъ обойтись въ дѣлахъ житейскихъ и до­
стигнуть въ нихъ успѣха, и тѣмъ болѣе должны вѣрить Богу,
создавшему насъ изъ небытія въ бытіе (гл. 8 — 11); и ко­
снувшись имени христіанъ, которое ничего нелѣпаго не со­
держитъ въ себѣ, но означаетъ «людей помазанныхъ елеемъ
Божіимъ (гл. 12), потомъ отвѣчаетъ на требованіе Автолика
показать воскресшаго мертвеца» «Я показалъ бы тебѣ мертве­
ца воскресшаго, который и теперь живъ: но и этому не по­
вѣришь». Затѣмъ указываетъ ему въ самой природѣ образы
воскресенія, напримѣръ въ смѣнѣ дней и ночей, въ произра­
станіи деревъ, въ выздоровленіи больныхъ (гл. 13) и н а м ­
нешь, собственнымъ примѣромъ, какъ онъ дошелъ до убѣж­
денія въ истинѣ, убѣждаетъ вѣрить ученію христіанскому
(гл. 14).— Во второй книгѣ Ѳеофилъ, по желанію Автолика,
продолжаетъ свое разсужденіе, доказываетъ ложность язы ­
ческаго су евѣрія—почитаніемъ за боговъ идоловъ, сдѣлан­
ныхъ людьми, противорѣчіемъ философскихъ системъ и не­
лѣпостью ѳеогоній поэтовъ (1—8), и сему противополагаетъ
истинность Божественнаго откровенія, содержащагося в ъ пи­
саніяхъ пророковъ, и въ особенности раскрываетъ смыслъ и
достоинство сказаній книги Б ы тія о сотвореніи міра и чело­
вѣка, о раѣ, о паденіи первыхъ людей, и о первоначальной
исторіи человѣческаго рода, до р азсѣянія народомъ по всей
земли (9 —38). В ъ третьей книгѣ Ѳеофилъ опровергаетъ
обвиненія въ безнравственности христіанъ, показывая, что
по всей справедливости эти обвиненія падаютъ на языче­
скихъ писателей (1—8), напротивъ ученіе христіанъ возвѣ­
щаетъ высокія истины о Единомъ Богѣ, Святомъ Законода­
телѣ, о покаяніи, о правдѣ, о чистотѣ въ самыхъ помыслахъ
о любви даже ко врагамъ, и это подтверждаетъ жизнію хри­
стіанъ, которые воздерживаются даже отъ языческихъ игрищъ