Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
того, чтобы не показалось, что мы оставили безъ вниманія
το, о чемъ сказали только кратко, и отступили отъ предмета,
или сдѣланнаго въ началѣ раздѣленія. По этой причинѣ и
ради тѣхъ, которые очень занимаются симъ предметомъ, до­
статочно указать только на то, что и для произведеній пр и­
роды и для произведеній искусства должна быть свойствен­
н ая каждому цѣль: въ этомъ убѣждаетъ насъ всеобщій смыслъ
и свидѣтельство нагляднаго опыта. Развѣ мы не видимъ, что
иную цѣль имѣютъ въ виду земледѣльцы, иную врачи, и еще,
что иное назначеніе того, что родится изъ земли, и иное жи­
вотныхъ, которыя питаются отъ нея и рождаются по нѣко­
торому естественному преемству?' ЯЕсли же это несомнѣнно,
и силы, какъ естественныя, такъ и искусственныя, а также
ихъ произведенія, должны имѣть свойственное имъ н азн а­
ченіе, то совершенно необходимо, чтобы назначеніе людей,
какъ особенныхъ по своей природѣ существъ, не имѣло ни­
чего общаго съ другими. Ибо несправедливо назначать одиу
и ту же цѣль и для тѣхъ, которыя не имѣютъ разумнаго
сужденія, и для тѣх ъ, которыя дѣйствуютъ по врожденному
закону и разуму, и способны къ жизни разумной и къ спра­
ведливости. Такимъ образомъ, безпечадьность не можетъ быть
собственно ихъ цѣлію,— ибо это было бы у нихъ обще съ
существами, лишенными всякаго чувства;—не можетъ также
и наслажденіе тѣмъ, что питаетъ и услаждаетъ тѣло, и оби­
ліе удовольствій,— ибо тогда необходимо имѣла бы преиму­
щество ж изнь скотская, а жизнь добродѣтельная была бы
безцѣльна,— это я считаю собственно назначеніемъ звѣрей
и скотовъ, а не людей одаренныхъ безсмертною душою и
разумнымъ сужденіемъ.
25.
Равнымъ образомъ не можетъ быть назначеніемъ
человѣка блаженство души, отдѣленной отъ тѣла. Ибо мы
разсматриваемъ жизнь, или назначеніе не одной какой-либо
изъ частей, изъ которыхъ состоитъ человѣкъ, но человѣка,
состоящаго изъ обѣихъ. Таковъ именно всякій человѣкъ, по­
лучившій эту жизнь, и должна же быть собственная цѣль
его жизни. Если же цѣль относится къ обѣимъ частямъ, а
между тѣмъ она, по причинамъ неоднократно высказаннымъ
выше, не можетъ быть указана для живущихъ людей ни въ
этой жизни, ни по отдѣленіи души отъ тѣла, потому что
человѣкъ не есть уже человѣкъ, когда тѣло разрушилось
120
АѲИНАГОРА АѲОТЯНИНА0 ВОСКРЕСЕНІИ^ЕРТВЫХЪ.