Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
вѣка, равно какъ и противоположные имъ пороки, а не от­
носимъ к ъ душѣ, отдѣленной отъ тѣла, самой по себѣ су­
ществующей,— награду же или наказаніе за нихъ относить
къ одной душѣ? Какимъ образомъ представить себѣ муже­
ство и твердость въ одной только душѣ, когда она не боится
ни смерти, ни ранъ, ни отсѣченія членовъ, ни ущерба, ни
ударовъ, ни происходящихъ отъ нихъ страданій, или несча­
стій? Какимъ образомъ представить въ ней воздержаніе и
цѣломудріе, когда она не влечется никакимъ желаніемъ к ъ
пищѣ, или совокупленію, или другимъ удовольствіямъ и
наслажденіямъ, когда ничто другое н и извнѵтри не возбуж­
даетъ ея, ни извнѣ не подстрекаетъ? К акъ представить въ
ней благоразуміе, когда ей не подлежитъ, надъ чѣмъ бы ей
дѣйствовать или не дѣйствовать, что избирать и чего убѣ­
гать, или лучше, когда въ ней нѣ тъ никакого движенія, или
естественнаго стремленія къ какой-либо внѣшней дѣятель­
ности? Какимъ образомъ душамъ можетъ быть свойственна
справедливость въ отношеніи другъ къ другу или къ чему
нибудь-другому однородному или разнородному, когда онѣ не
имѣютъ, почему бы, чѣмъ бы и какъ бы воздать по заслу­
гамъ или по закону равномѣрности за исключеніемъ почте­
нія къ Богу, когда онѣ не имѣютъ стремленія, или побу­
жденія къ пользованію своимъ или къ воздержанію отъ чу­
жого: когда пользованіе тѣмъ, что сообразно съ природою
или воздержаніе отъ сего свойственно тѣмъ, которые такъ
рождены, чтобы могли пользоваться; а душа н и в ъ чемъ
не имѣетъ нужды, и не такъ устроена, чтобы пользоваться
тѣмъ или другимъ, и лоэтому въ ней такъ устроенной не
можетъ оказаться своекорыстія.
23.
И нелѣпѣе всего то, что установленные законы
относятъ къ людямъ, а возмездіе за законныя и незаконныя
дѣянія обращаютъ на однѣ души. Ибо если по справедли­
вости слѣдуетъ принять наказаніе за преступленіе тому,
кто принялъ законы, законы же принялъ человѣкъ, а не
душа сама по себѣ, то и наказаніе за проступки долженъ
понести человѣкъ, а не одна душа. Богъ не душамъ заповѣ­
далъ воздерживаться отъ того, что нисколько не свойственно
имъ, напримѣръ прелюбодѣянія, убійства, вороства, х ищ енія,
поношенія родителей, и вообще всякаго пожеланія, причи­
няющаго ближнему обиду и вредъ. Ибо заповѣдь: «чти отца
118
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА О ВОСКРЕСЕНІИ МЕРТВЫХЪ^ ___