Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
назначенія ихъ; и хотя судъ и назначеніе людей происхо­
дятъ оттуда — отъ сотворенія, но болѣе утверждаются на
промышленіи. Раскрывъ сколько можно первые доводы, хо­
рошо доказать разсматриваемую нами истину и посред­
ствомъ послѣднихъ: я говорю о предстоящей каждому че­
ловѣку наградѣ или наказаніи по праведному суду, и о цѣли
человѣческой жизни. И изъ этого нужно напередъ поста­
вить то, что естественно предшествуетъ, и прежде разсмо­
трѣть мысль о судѣ. Здѣсь присовокуплю только, по забот­
ливости о надлежащей основательности и порядкѣ въ изло­
женіи одно: что именно тѣ, которые признаютъ Бога твор­
цомъ всего, есл и хотятъ быть вѣрными своимъ началамъ,
необходимо должны допустить, что все сотворенное нахо­
дится подъ сохраненіемъ и промышленіемъ премудрости и
правды Его, и разсуждая такимъ образомъ должны признать,
что ничто ни на землѣ, ни на небѣ не изъято изъ управле­
нія и провидѣнія Божія, но что попеченіе Творца прости­
рается на все сокровенное и явное, малое и великое. Ибо
все сотворенное имѣетъ нужду въ промышленіи Творца, и
каждое существо въ частности, относительно своей приро­
ды и назначенія, для котораго оно создано. Я считаю дѣ­
ломъ пустого тщеславія входить теперь въ подробности о
томъ, что свойственно природѣ каждой вещи; но человѣкъ,
о которомъ предлежитъ теперь говорить, какъ слабый,
имѣетъ нужду въ пищѣ: какъ смертный,— в ъ потомствѣ, какъ
разумный—въ правосудіи. Если же каждая изъ этихъ потреб­
ностей свойственна человѣку по его природѣ, и онъ ну­
ждается въ пищѣ для поддержанія жизни, нуждается въ по­
томствѣ для продолженія рода, нуждается въ правосудіи для
законнаго пріобрѣтенія пищи и потомства: то необходимо,
чтобы, какъ пища и преемство рода относятся къ обѣимъ
частямъ его существа, такъ и правосудіе простиралось на
обѣ же части,—то есть на всего человѣка состоящаго изъ
души и тѣла,—и чтобы весь человѣкъ подлежалъ суду за
всѣ с б о и дѣла, и получалъ за нихъ награду или наказаніе.
Если праведный судъ полагаетъ возмездіе за дѣйствія обѣ­
имъ частямъ, и не одна душа должна получить возмездіе
за то, что сдѣлано ею вмѣстѣ съ тѣломъ,— ибо она не сама
по себѣ увлекается къ грѣхамъ относительно тѣлесныхъ
удовольствій, пищи или другихъ чувственныхъ благъ,— и ни
СОЧИНЕНІЯ ДРЕВНИХЪ ХРИСТ. АПОЛОГЕТОВЪ.
8
^АѲИНАГО^^А^НЯНИНА ОВОСКРЕСЕНІИ МЕРТВЫХЪ.
113