Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
ученъ опытомъ, что в ъ безразличномъ и безформенномъ сѣ-
мени заключено столъ много и столъ великихъ силъ, такое
разнообразіе частей, возникающихъ и слагающихся въ немъ,
какъ-то: костей, нервовъ, хрящей, кромѣ того, мускуловъ,
плоти, внутренностей и прочихъ составовъ тѣла? Н и во влаж­
ныхъ сѣменахъ ничего этого не видно, ни у младенцевъ
не замѣчается того, что обнаруживается у юношей, ни в ъ
въ возрастѣ юношескомъ того, что свойственно мужамъ зрѣ­
лымъ, ни у сихъ послѣднихъ того, что бываетъ у стариковъ.
Хотя изъ помянутыхъ возрастовъ нѣкоторые вовсе не обна­
руживаютъ, а нѣкоторые не ясно представляютъ естествен­
ную свою послѣдовательность и перемѣны, происходящія
въ человѣческой природѣ: однако, тѣ, которые не слѣпот-
ствуютъ злонамѣренно или по безпечности в ъ изслѣдованіи
дѣла, знаютъ, что прежде всего должны быть брошены сѣ­
мена, что когда послѣ образованія изъ отдѣльныхъ частей
и членовъ плодъ явится на свѣтъ, наступаетъ развитіе пер­
ваго возраста, послѣ этого развитія слѣдуетъ зрѣлость, по­
слѣ зрѣлости—упадокъ естественныхъ силъ— до старости, а
потомъ разрушеніе одряхлѣвшихъ тѣлъ. И такъ, если здѣсь,
хотя ни сѣыя не представляетъ ясно начертанной жизни че­
ловѣческой или ея вида, ни жизнь не обнаруживаетъ послѣ­
дующаго разрушенія на первоначальныя стихіи, однако, по­
рядокъ естественныхъ явленій внушаетъ вѣру въ то, что
еще не удостовѣрено самыми явленіями: тѣмъ болѣе разумъ,
изслѣдуя истину въ естественномъ порядкѣ, удостовѣряетъ
въ воскресеніи, имѣя надежнѣйшія и болѣе сильныя, чѣмъ
опытъ, основанія к ъ подтвержденію истины.
18.
Предлож енныя нами выше доказательства,подтверждаю­
щія воскресеніе, всѣ одного рода, такъ какъ происходятъ изъ
одного начала,— а это начало у нихъ — происхожденіе пер­
выхъ людей чрезъ сотвореніе; но одни изъ нихъ утверж­
даются на самомъ первомъ началѣ, изъ котораго произош­
ли, а другія, вытекающія изъ природы и жизни людей, заим­
ствуютъ свою достовѣрность отъ промышленія Божія объ
насъ. Ибо причина, по которой и для которой сотворены
люди, находясь въ тѣсной связи съ природою человѣческою,
получаетъ свою силу изъ сотворенія; доказательство же заим-
ствуемое изъ правосудія, по которому Б огъ судитъ благо­
честиво и нечестиво жившихъ людей, получаетъ силу изъ
112
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА0 BOCKPECEHIHJMEPTBHXb.
^