Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
ной волѣ Творца; а люди по душѣ имѣютъ отъ сотворенія
непрерывное существованіе, но по тѣлу получаютъ нетлѣніе
послѣ измѣненія. Таковъ смыслъ ученія о воскресеніи. Имѣя
его въ виду, мы ожидаемъ и р азрушенія тѣла, слѣдующаго
за жизнью немощной и тлѣнной, и послѣ него уповаемъ имѣть
пребываніе въ нетлѣніи: такимъ образомъ мы не равняемъ
нашу смерть со смертію животныхъ, и пребываніе людей съ
пребываніемъ безсмертныхъ, чтобы чр езъ это намъ не по­
ставить неразумно природу и жизнь людей въ одинъ уро­
вень съ существами, совершенно различными. Итакъ, не-
должно сокрушаться, если усматривается нѣкоторое неравен­
ство въ пребываніи 1) людей, и ради того, что отдѣленіе
души отъ частей тѣла и разложеніе частей разрываетъ не­
прерывность жизни,— не должно отвергать воскресенія. Ибо
съ ослабленіемъ чувствъ и физическихъ силъ, которое есте­
ственно бываетъ во время сна, невидимому, также преры­
вается жизнь, состоящая въ сознательномъ ощущеніи, такъ
какъ люди засыпаютъ на извѣстный промежутокъ времени,
и какъ бы снова возвращаютъ къ жизни,— и однакожъ мы
не отказываемся называть такое состояніе жизнію. По этой
причинѣ, я думаю, нѣкоторые называютъ сонъ—братомъ
смерти^ не потому, чтобы производили ихъ отъ однихъ и
тѣхъ же предковъ или отцовъ, но — по одинаковости состоя­
нія умершихъ и спящихъ, по спокойствію и нечувствитель­
ности ко всему, что существуетъ и происходитъ, и даже къ
бытію собственной жизни. И такъ, есл и мы жизнь людей, не-
смотря на то, что она подвержена такимъ измѣненіямъ отъ
начала до разрушенія, и терпитъ прерывы отъ всѣхъ выше­
сказанныхъ обстоятельствъ, не отказываемся, однако, назы­
вать тоіо же жизнію: то мы не должны отвергать и жизни,
слѣдующей послѣ разрушенія, которая приведетъ воскресе­
ніе, — хотя она прерывается на нѣкоторое время чрезъ
разлученіе души отъ тѣла.
17.
Ибо Іакова природа людей; изъ начала и по мысли
Творца она получила въ удѣлъ—подвергаться измѣненіямъ и
имѣетъ жизнь и пребываніе неодинаковое, но прерываемое
то ономъ, то смертію, то перемѣнами в ъ каждомъ возрастѣ,
такъ какъ послѣдующій возрастъ не обнаруживается ясно
въ предыдущемъ. Кто повѣрилъ бы, если бы не былъ на-
*) Т. е. съ пребываніемъ чистыхъ духовъ, ангеловъ.
1 foMtf
~
0 В0СКРЕСЕНШ МЕртвыхъ·
111