Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
основательному обсужденію, не дѣлаетъ напрасно ничего,
если дѣйствуетъ съ намѣреніемъ, но или для собственной
пользы или для пользы кого-нибудь другого, о комъ онъ
заботится, или для самаго дѣла, къ произведенію коего онъ
побуждается нѣкоторымъ естественнымъ влеченіемъ и наклон­
ностію. Напримѣръ— употребимъ сравненіе, чтобы пояснить
нашу мысль,— человѣкъ строитъ домъ для собственной пользы,
дѣлаетъ для быковъ и верблюдовъ или для другихъ живот­
ныхъ, въ которыхъ онъ нуждается, приличную каждому изъ
нихъ кровлю, не для собственной пользы, если судить по
видимости, хотя относительно послѣдней цѣли она именно
имѣется въ виду, но ближайшимъ образомъ для пользы
тѣхъ, о которыхъ заботится; раждаетъ дѣтей не для соб­
ственной пользы и не для кого-нибудь другого изъ близ­
кихъ къ себѣ, но для того, чтобы рожденные имъ существо­
вали и жили, сколько возможно, преемствомъ дѣтей и по­
томковъ утѣшаясь въ своей кончинѣ и думая такимъ обра­
зомъ обезсмертить смертное. Такъ бы ваетъ у людей. И Бо г ъ ,
конечно, сотворилъ человѣка не напрасно,— ибо Онъ пре­
мудро а никакое дѣло премудрости не бываетъ напрасно,—
и не для собственной пользы: ибо Онъ ни въ чемъ не ну­
ждается; Тому, Кто совершенно ни въ чемъ не нуждается, ни-
что изъ созданнаго Имъ не можетъ служить къ собственной
Его пользѣ. Также и не для кого-нибудь изъ созданныхъ
Имъ твореній Онъ сотворилъ человѣка. Ибо никто изъ ода­
ренныхъ разумомъ и сужденіемъ не сотворенъ и не творится
для пользы другого большаго или меньшаго существа, но
для собственной ихъ жизни и пребыванія. И разумъ не на­
ходитъ какой-нибудь пользы, которая была бы причиною
сотворенія людей, ни для безсмертныхъ существъ, которыя
не имѣютъ ни въ чемъ недостатка и отнюдь не нуждаются
для своего бытія ни въ какомъ содѣйствіи отъ людей,— ни
для безсловесныхъ животныхъ, которыя по природѣ своей
подвластны людямъ и исполняютъ для нихъ службы, какія
каждому изъ нихъ свойственны, а не созданы для того,
чтобы пользоваться людьми, ибо несправедливо употреблять
начальствующее и управляющее на служеніе низшимъ, или
разумное подчинять неразумнымъ, которыя неспособны къ
начальствованію. Итакъ, если человѣкъ сотворенъ не безъ
причины и напрасно,— ибо ничто изъ сотвореннаго Богомъ
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА 0 ВОСКРЕСЕНІИ МЕРТВЫХЪ.
105