Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
по порядку, такъ какъ онѣ существуютъ въ томъ и вмѣстѣ
съ тѣмъ, что доказываютъ; а по пользѣ, такъ какъ способ­
ствуютъ твердости в ъ убѣжденіи и спасенію тѣх ъ, которые
познаютъ. А непрямыя доказательства истины и по природѣ
своей и по силѣ сто ятъ ниже; ибо менѣе значи тъ обличать
ложъ, нежели подтверждать истину, и по порядку оно зани­
маетъ второе мѣсто; ибо имѣетъ силу только по отношенію
къ ложно мыслящимъ, а ложное мнѣніе раждается отъ при­
шлаго сѣянія и извращенія истины. Но хотя это дѣйстви­
тельно такъ, послѣднія доказательства часто поставляются
на первомъ мѣстѣ и бываютъ иногда болѣе полезны, такъ
какъ служатъ къ истребленію и предочищенію обременяюща­
го нѣкоторыхъ невѣрія и сомнѣнія или ложнаго мнѣнія тѣхъ,
кто только что приступаетъ къ истинѣ. Тѣ и другія напра­
вляются къ одной цѣли, —ибо къ благочестію ведутъ и тѣ
доказательства, которыя обличаютъ ложь, и тѣ, которыя
подтверждаютъ истину,— однако онѣ не одно и тоже: однѣ,
какъ я сказалъ, необходимы для всѣхъ вѣрующихъ и забо­
тящих ся объ истинѣ и собственномъ спасеніи; а другія бы­
ваютъ полезнѣе иногда, нѣкоторымъ и по отношенію къ нѣ­
которымъ. Объ этомъ сказалъ я кратко для напоминанія о
томъ, чтЬ уже было сказано. Теперь же нужно приступить
къ дѣлу и доказать истинность ученія о воскресеніи—какъ
на основаніи той причины, по которой и для которой прои-
зошелъ первый человѣкъ и потомки его,—хотя они произошли
неодинаковымъ образомъ,—такъ и на основаніи общей пр и­
роды всѣхъ людей, какъ людей; ровно и на основаніи бу­
дущаго суда, который произведетъ надъ ними Создатель за
все время жизни каждаго изъ нихъ и за всякія дѣйствія,—
въ справедливости котораго никто не станетъ сомнѣваться.
12.
Доказательство на основаніи причины будетъ то,
если мы разсмотримъ, случайно ли и напрасно сотворенъ
человѣкъ, или для чего-нибудь; если для чего-нибудь, то
для того ли онъ сотворенъ, чтобы ему жить и оставаться
въ той природѣ, съ какою онъ произошелъ, или для пользы
кого-нибудь другого; есл и для пользы другого, то для пользы
ли Самаго Создателя, или кого-нибудь иного изъ близкихъ
къ Нему и удостоившихся большаго попеченія. Разсматривая
это болѣе общимъ образомъ, мы находимъ, что всякій бла­
горазумный и приступающій къ какому-нибудь дѣйствію по
104
АѲИНАГОРА. АѲИНОТИВА^ВОСМЕСЕНШ^МЕРтаЫХЪ. ____________