Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
ображенія вмѣстѣ со всѣми вышеизложенными разумъ дока­
зываетъ, что (воскресеніе тѣлъ) дѣло возможное, значитъ оно
не невозможно для Бога. Но, кронѣ того, оно и неугодно
волѣ Его.
10.
Неугодное Богу бываетъ неугодно Ему или какъ
несправедливое или какъ недостойное. И опятъ, несправед­
ливость можно усматривать и ли по отношенію к ъ самому
смѣющему во скреснуть, или по отношенію к ъ кому-нибудь
другому внѣ его. Но, очевидно, что воскресеніе не дѣлаетъ
несправедливости никому изъ постороннихъ существъ , кото­
рыя считаются въ числѣ существующихъ. Н и духовныя су­
щества не будутъ обижены воскресеніемъ людей,— ибо во­
скресеніе людей не послужитъ никакимъ препятствіемъ для
и хъ бытія, ни вредомъ, ни оскорбленіемъ, не будутъ оби­
жены—ни безсловесныя животныя, ни бездушныя твари; ибо
эти и не будутъ существовать послѣ воскресенія; а въ от­
ношеніи къ несуществующему нѣтъ мѣста никакой неспра­
ведливости. Если же кто допуститъ, что и онѣ будутъ все­
гда существовать, и тогда онѣ не получатъ обиды отъ воз­
обновленія тѣлъ человѣческихъ. Ибо, если теперь будучи
подчинены роду человѣческому, служа нуждамъ людей, н а­
ходясь подъ игомъ и въ рабствѣ всякаго рода, о нѣ не тер­
пятъ отъ сего никакой несправедливости, тѣмъ болѣе тогда,
когда люди будутъ безсмертны, чужды недостатка и уже не
станутъ нуждаться въ употребленіи их ъ, онѣ освобожден­
ныя отъ всякаго рабства, не будутъ обижаться. Еслибы даже
онѣ имѣли голосъ, то н е стали бы обвинять Создателя, будто
онѣ несправедливо унижены предъ людьми тѣмъ, что не-
удостоены одинаковаго съ ними воскресенія. Ибо сущест­
вамъ, у которыхъ природа неодинакова, Справедливый не
можетъ дать и конецъ одинаковый. Кронѣ того, у кого нѣ тъ
никакого понятія о справедливости, у тѣхъ не бываетъ и
жалобы на несправедливость. Равнымъ образомъ нельзя ска­
зать и того, чтобы представлялась какая несправедливость
по отношенію къ самому человѣку воскрешаемомѵ. Онъ со­
стоитъ изъ души и тѣла; но тогда не будетъ сдѣлана не­
справедливость ни по отношенію къ душѣ, ни по отношенію
къ тѣлу. Никто разсудительный не скажетъ, что будетъ оби­
жена душа; иначе онъ вмѣстѣ съ тѣмъ отвергнетъ и на­
стоящую жизнь. Ибо если нынѣ, обитая въ тѣ лѣ тлѣнномъ
102
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНAJ^MNoPECEНІИ МЕРТШХЪ ^
______