Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
лаютъ пищи для того, чтобы остаться тѣмъ, что они суть.
Если же такія измѣненія испытываетъ плоть, то всякій пой­
метъ. что плоть, питаемая нероднымъ ей, терпитъ еще боль-
ше перемѣнъ, то утучняясь и расширяясь отъ принятыхъ
ею веществъ, то извергая ихъ изъ себя какимъ-либо обра­
зомъ, и уменьшаясь отъ одной или отъ многихъ изъ сказан­
ныхъ выше причинъ; остается же въ членахъ только то, что
способствуетъ ихъ соединенію, укрѣпленію ил и согрѣванію,
что избрано природою и соединяется съ веществами, кото­
рыми восполняется естественная жизнь и истощеніе отъ жи­
тейскихъ трудовъ. Такимъ образомъ, если обсудить какъ слѣ­
дуетъ то, что мы теперь изслѣдовали и даже допустить пред­
положенія, выставляемыя противниками, то н ел ьзя доказать
истины того, что они утверждаютъ,— чтобы тѣла человѣче­
скія когда-нибудь смѣшивались съ другими, подобными имъ,
по невѣдѣнію ли кто, введенный в ъ обманъ другимъ, вку­
силъ такого тѣла, или самъ по себѣ огь голода или въ при­
падкѣ сумасшествія осквернилъ себя тѣломъ однороднаго
съ нимъ существа; хотя и намъ не безызвѣстны звѣри, ко­
торые имѣютъ человѣческій видъ, или имѣющіе природу лю­
дей и звѣрей, какихъ обыкновенно представляютъ отважнѣй-
шіе изъ поэтовъ.
8.
А что сказать о тѣлахъ человѣческихъ, которыя не
назначены въ пищу ни одному животному, и которымъ, по
достоинству природы, опредѣ лена могила только въ землѣ,
такъ какъ Творецъ не назначилъ и другое какое изъ живот­
ныхъ въ пищу животнымъ того же вида, хотя предоставилъ
онъ свойственную природѣ ихъ пищу находить въ живот­
ныхъ разнаго съ ними рода. Е сл и противники могутъ дока­
зать, что тѣла людей назначены въ пищу людямъ: то ничто
не препятствуетъ признать, что людямъ ѣсть другъ друга
естественно, какъ и другое что дозволенное природою, и
пустъ дерзающіе говорить наслаждаются тѣлами возлюблен­
ныхъ своихъ, и угощаютъ ими своихъ пріятелей, какъ са­
мымъ приличнымъ кушаньемъ. Н о такъ какъ это нечестиво
даже и говорить, и вкушеніе плоти человѣческой людьми
есть дѣло самое отвратительное и самое гнусное, и ужаснѣе
всякаго беззаконнаго и противоестественнаго яденія или дѣй­
ствія, такъ какъ съ другой стороны противоестественное ни-
когда не можетъ поступить въ пищу нуждающимся в ъ ней
100
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА О