Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 7. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.7. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1866

OCR
Дивархъ, иные за кровь, какъ Критій, иные за духъ, ивые
за единицу, какъ ІІиѳагоръ; древніе также думаютъ различ­
но. Сколько мнѣніи объ этомъ предметѣ! сколько разсуж­
деній философовъ и софистовъ, которые больше между со­
бою спорятъ, чѣмъ находятъ истину!
2. Но пустъ бшщ Uі
мсопмш явжду собою от­
носительно души,— по крайней мѣрѣ согласно учили о про­
чихъ предметахъ? Между тѣмъ, единъ изъ нихъ признаетъ
удовольствіе благомъ души, другой — зломъ, иной чѣмъ-то
среднимъ между благомъ и зломъ. Далѣе, одни говорятъ, что
природа души безсмертна, другіе, — что ова смертна, третьи,
что она существуетъ на короткое время; одни низводятъ ее
въ состояніе* животныхъ, другіе — разлагаютъ въ атомы;
однв утверждаютъ, что она переходитъ въ тѣла трвжды, дру­
гіе назначаютъ ей такое странствованіе въ продолженіе трехъ
тысячъ лѣтъ: тѣ, которые сами не живутъ и ста лѣтъ, обѣ­
щаютъ душѣ три тысячи лѣтъ существованія! Какъ назвать
эха мнѣнія? Не химерою ли, какъ мнѣ кажется, или глупо­
стію, или безуміемъ, или нелѣпостію, или всѣмъ этимъ вмѣ-
стѣ? Если они нашли какую нибудь истину, то пусть бы они
одинаково мыслили, или говорили согласно другъ с ъ дру­
гомъ: тогда и я охотно соглашусь съ ними. Но когда ови
разрываютъ, такъ-сказать, душу, превращаютъ ее— одинъ въ
такое естество, другой въ другое, и подвергаютъ различнымъ
преобразованіямъ вещественнымъ: признаюсь— такія превра­
щенія пораждаютъ во мнѣ отвращеніе. То я безсмертенъ, в
радуюсь; то я смертенъ, и плачу; то разлагаютъ меня на
атомы: я становлюсь водою, етановлюсь воздухомъ, станов­
люсь огнемъ, то я не воздухъ и не огонь, но меня дѣлаютъ
звѣремъ, или превращаютъ въ рыбу, и я дѣлаюсь братомъ