Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 7. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.7. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1866

OCR
софа совершенно согласна съ нами. Далѣе Анаксименъ и
послѣ Діогенъ Аполонійскій Бога считаливоздухомъ б ез­
конечнымъ и неизмѣримымъ. И мнѣніе этихъфи л о с о ф о в ъ
о божествѣ похоже на наше. Аніксагоръ представляетъ
Бога безконечнымъ Умомъ. По Пиеагору Богъ, есть духъ
разлитый во всей природѣ, отъ котораго получаютъ жизнь
всѣ животныя. Извѣстно, чтоКсеноФанъ считалъ Бога
безконечнымъ, имѣющимъ разумъ, а Антисѳевъ говорилъ,
что хотя много народныхъ боговъ, но собственно главный
Богъ одинъ. Спевзиппъ признавалъ Бога одушевляющею
силою, которая управляетъ всѣмъ міромъ. Что же Демо-
критъ? Хотя онъ первый изобрѣлъ ученіе объ атомахъ,
однако и онъ не называетъ ли Богомъ природу,посылаю­
щую образы предметовъ, и умъ, ихъ воспріемлющій? Стра-
тонъ также называетъ природу Богомъ; и Эникуръ, который
представлялъ боговъ праздными, или вовсе не признавалъ
ихъ бытіе, поставляетъ однако выше всего природу. Ари­
стотель, хотя говорилъ различно, однако всегда держался
мнѣнія о единой власти; ибо онъ называлъ Бога то разумомъ,
то міромъ, или же подчинялъ міръ Богу. ГераклитъПонтійскій
также приписывалъ Богу высшій разумъ. ѲеоФрасть, З е­
нонъ, Хризиппъ и Клеанѳъ, хотя расходились между со­
бою въ мнѣніяхъ, однако единогласно признаю тъ единство
Провидѣнія. Клеанѳъ называлъ божество то умомъ, тодухомъ,
то эѳиромъ, то разумомъ. Наставникъ его Зенонъ говоритъ,
что начало всего есть естественный и божественный законъ,
называемый то эѳиромъ, то разумомъ. И когда онъ говоритъ,
что Юнона есть воздухъ, Ю питеръ—небо, Нептунъ— море,
Вулканъ — огонь, и прочихъ боговъ подобнымъ образомъ
возводитъ къ элементамъ, то обличаетъ и сильно подрываетъ