Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 6. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.6. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1865

OCR
ликъ, къ которому написаны книги о вѣрѣ христіанской,
былъ очень образованный и можетъ быть облеченный властью
язычникъ, лично знакомый съ Ѳеофиломъ, но исполненный
предубѣжденія и ‘ненависти противъ христіанства. Устныя
собесѣдованія съ нимъ Ѳеофила были поводомъ къ написа­
нію книгъ о христіанской вѣрѣ. Эти книги были написаны
йе вдругь, а порознь въ томъ порядкѣ, въ какомъ онѣ с у­
ществуютъ, и были посылаемы къ Автолику, и уже послѣ,
по однородности своего содержанія, собраны въ одно цѣлое.
Послѣ одной изъ бесѣдъ, въ которой Автолизъ смѣялся надъ
ученіемъ христіанскимъ, особенно о Богѣ и воскресеніи
мертвыхъ, и надъ самымъ именемъ христіанина, написана
первая книга. Въ ней св. Ѳеофилъ на требованіе Автолика:
іпокажи мнѣ твоего Бога,» отвѣчаетъ: «покажи мнѣ твоего
человѣка и я покажу тебѣ моего Бога; покажи, что очи души
твоей видятъ и уши сердца твоего слышатъ» (гл. 2). Онъ
доказываеіь, что Богъ не можетъ быть видимъ плотскими
очами и неизобразимъ для человѣка по Его безконечности;
во можетъ быть познаваемъ изъ Бго промысла и дѣйствій,
полное же знаніе и созерцаніе Бога сдѣлается возможнымъ
тогда, когда мы совлечемся смертнаго тѣла и облечемся въ без­
смертіе (гл. 3 —4). Такъ какъ Автоликъ не вѣрилъ воскресе­
нію мертвыхъ, то Ѳеофилъ сперва показываетъ, ~что безъ вѣ­
ры мы не можемъ обойдтись въ дѣлахъ житейскихъ и до­
стигнуть въ нихъ успѣха, и тѣмъ болѣе должны вѣрить Богу,
создавшему насъ изъ небытія въ бытіе (гл. 8 —11); и коснув­
шись имени христіанъ, которое ничего нелѣпаго не содер­
житъ въ себѣ, но означаетъ «людей помазанныхъ елеемъ Бо­
жіимъ (гл. 12), потомъ отвѣчаетъ на требованіе Автолика по­
казать воскресшаго мертвеца.» Я показалъ бы тебѣ мертве­
ца воскресшаго, который и теперь живъ: но и этому не по­
вѣришь. » Затѣмъ указываетъ ему въ самой природѣ образы
воскресенія, напримѣръ въ смѣнѣ дней и ночей, въ произра-