Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 6. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.6. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1865

OCR

35—
рать (5S) родилъ Его, проявивъ Его вмѣстѣ съ Своею Пре-
мудростію прежде всего. Слово сіе Онъ имѣлъ исполните·
ломъ Своихъ твореній и чрезъ Него все сотворилъ. Оно
называется началомъ, потому что начальствуетъ и владыче­
ствуетъ надъ всѣмъ, что чрезъ Него создано. Оно будучи
духомъ Божіимъ ( 54) , началомъ, премудростію и силою
Вышняго, сходило на пророковъ и ч резъ нихъ глаголало о
твореніи міра и о всемъ прочемъ. Ибо не было пророковъ
ври созданіи міра, но Премудрость Бога, сущая въ Немъ,
и святое Слово Его, всегда соприсущее Ему. Посему Оно
чрезъ пророка Соломона такъ говоритъ: «когда готовилъ
Онъ небо, была Я съ Нимъ, и когда творилъ крѣпкія осно­
ванія земли, была при Немъ устрояя» (5В). Моисей, жив­
шій за мвого лѣтъ до Соломона, или лучше— Слово Божіе
чрезъ него, какъ чрезъ орудіе, говоритъ: «Въ началѣ со­
творилъ Богъ. небо и землю» (56) . Сперва онъ упомянулъ
о началѣ и сотвореніи, а потомъ наименовалъ Бога; ибо
не слѣдуетъ напрасно и попусту употреблять имя Божіе.
Ибо Премудрость Божія предвидѣла, что нѣкоторые будутъ
пустословить и введутъ множество боговъ несуществующихъ.
Посему, чтобъ истинный Богъ былъ разумѣемъ изъ дѣлъ
Его, и видно было, что Богъ Словомъ Своимъ сотворилъ
небо и землю и то, что въ нихъ, сказано: « Въ началѣ со­
творилъ Богъ небо и землю.» Потомъ сказавъ о сотворе-
(М) Здѣсь подъ Словомъ разумѣется Сынъ Божій, а подъ Премудро­
стію — Духъ Святый — 2 -е и 3-е лица св. Троицы, о нихъ Ѳеофилъ
говоритъ въ гл. 15 и 18, также въ 1-й кн. гл. 7.
I54) Здѣсь словомъ: духъ Божій означается не лице св. Духа, но ду
ховная сущность Сына Божія.
(55) Притч. ѴіІІ, 27—29.
(**) Быт. 1,1.
3*