Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 6. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.6. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1865

OCR

29—
мнѣ музы, живущія ва вершинахъ Олимпа съ начала, скажите,
что изъ этихъ существъ прежде всего произошло» (") .
Но кань знали объ этомъ музы, которыя были моложе
міра? И какъ онѣ могли разсказать Гѳзіоду, когда отецъ
ихъ еще не родился?
6.
Гезіодъ нѣкоторымъ образомъ предполагаетъ матерію,
какъ существующую, и говоритъ о твореніи міра въ слѣ­
дующихъ словахъ:
Преж де всего произошелъ хаосъ, потомъ пространная земля,
самое безопасное основаніе для безсмертныхъ, обитающихъ на
высотахъ снѣжнаго Олимпа, затѣмъ мрачный тартаръ въ глуби­
нахъ широкой земли, и Эросъ, красивѣйшій между богами, ко­
торый гонитъ заботу и подавляетъ разумный совѣтъ въ серд­
цахъ всѣхъ боговъ и людей. Изъ хаоса произошли Эревъ и ч ер­
ная ночь. Земля же сперва произвела равное себѣ звѣздное не­
бо, чтобъ оно отовсюду ее покрывало и служило безопаснымъ
жилищемъ для блаженныхъ боговъ; она родила еще высокія
горы, пріятныя обители для божественныхъ н и м ф ъ , обитающихъ
на лѣсистыхъ высотахъ. И безплодная вода съ своими пѣнящи­
мися волнами родила безъ объятій любви понгъ, а послѣ соеди­
нившись съ небомъ родила океанъ съ глубокими водоворо­
тами» (40).
Изложивъ это, онъ еще не показалъ, нѣмъ же все созда­
но. Ибо если вначалѣ былъ хаосъ и предсуществовала нѣ­
кая матерія несозданная, кто же наконецъ ее устроилъ и
далъ ей порядокъ и видъ? Сэма ли матерія придала себѣ
видъ и красоту? Зевсъ гораздо позднѣе не только матеріи,
но и міра и многихъ людей, равно какъ и самый отецъ
Кроносъ. Или скорѣе — была могущественная сила, создав­
шая ее, то-есть— Богъ, который и украсилъ ее? Къ тому
же, Гезіодъ оказывается во всѣ х ъ , отношеніяхъ болтуномъ,
(*») Гезіод. Theog. 104-115.
(*°) Гезіод. Theog. 116—133.