Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 6. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.6. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1865

OCR

27—
безуміе Эпикура иХрвзиопа. Другіе говорятъ, что все проис-
ходитъ случайно, что міръ ве сотворенъ и природа вѣчна,
и не осмѣлились утверждать, что вовсе нѣтъ никакого про­
мысла Божія, но говорятъ, что совѣсть каждаго есть Богъ.
Ивые утверждаютъ, что Богъ есть духъ, все проходящій.
Платонъ же и его послѣдователи признаютъ Бога безна­
чальнымъ, Отцемъ и творцемъ в сег о , но затѣмъ полагаютъ,
что Б огъ и матерія безначальны, и что послѣдняя совѣчна
Богу. Если Богъ безвачаленъ и матерія безначальна, то
Богъ не есть ужетворецъ всего, какъ думаютъ Платонвки,
и не остается единовластительство Божіе, какъ ови допу­
скаютъ. Кромѣ того, какъ Богъ, будучи безначаленъ, есть
также невмѣняемъ, такъ иматерія, если безначальна, долж­
на быть вмѣстѣ и неизмѣияема и равна Богу; ибо получив­
шее начало во времеви— превращаемо и измѣняемо, безна­
чальное же непревращаемо и неизмѣняемо. Что великаго,
если Богъ создалъ міръ изъ подлежащей матеріи? И чело-
вѣкъ-художникъ, если получитъ отъ кого вещество, дѣлаетъ
изъ него, что захочетъ. Могущество же Бога обнаружи­
вается въ томъ, что Овъ изъ ничего творитъ чтб хочетъ,
равно— какъ дать душу и движеніе не свойственно никому
другому, кромѣ Бога. И человѣкъ дѣлаетъ какое-либо изоб­
раженіе, но разумъ, дыханіе или чувство онъ ве можетъ
дать своему произведенію. Б о г ъ же имѣетъ гораздо боль­
шее могущество — творить разумное, одушевленное, чув­
ствующее. Какъ во всемъ этомъ Богъ могуществевнѣе че­
ловѣка, такъ и въ томъ, что Онъ изъ ничего творитъ и
сотворилъ существующія вещ и, сколько хочетъ и какъ хо­
четъ.
5. Такъ-то разногласны мнѣнія вашихъфилософовъ и пи-