Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 6. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.6. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1865

OCR
-
13—
цѣнно заключить, что есть на в ен ъ кормчій, управляющій
его движеніемъ; такъ точво должно думать что есть Богъ
Правитель все іонной, хотя Онъ в невидимъ плотскими гла­
зами ύο Его безконечности. Если человѣкъ ве можетъ взгля­
нуть ва солвце— это весьма малое въ сравненіи съ вселен-
вой тѣло,— по чрезмѣрному его жару и силѣ, то ве мень-
ше ли еще смертный человѣкъ можетъ зрѣть неизреченную
славу Бога? Кань граватовое яблоко, снаружи покрытое ко­
жицею, имѣетъ ввутри мвого ячеекъ в вмѣстилищъ, отдѣ­
ленныхъ другъ от ъ друга тонкими плевами, и содержитъ въ
себѣ много сѣмянъ: такъ все творевіе содержится духомъ
Божіимъ ( 8) и этотъ духъ вмѣстѣ съ твореніемъ содер­
жится рукою Божіей. Ή какъ зерно гранатнаго яблока, въ
немъ содержащееся, ве можетъ видѣть то , чтд внѣ кожи­
цы, будучи само ввутри; такъ и человѣкъ, который вмѣстѣ
со всѣмъ твореніемъ содержится рукою Божіей, не можетъ
видѣть Бога. Далѣе— царя земнаго хотя не веѣ видятъ, но
признаютъ его бытіе и знаютъ о немъ по его законамъ,
распоряженіямъ, властямъ, войскамъ и изображеніямъ. А ты
не хочешь такимъ же образомъ познавать Бога изъ Его
дѣлъ и силъ? (в).
6. Разсмотри, мой другъ, дѣла Е го,— преемственныя смѣ­
ны времевъ года и перемѣны воздуховъ, благочинное тече­
нію звѣздъ, правильное послѣдованіе дней и ночей, мѣся-
(·) Здѣсь св. Ѳеофилъ говоритъ не о св. Духѣ, но о духѣ Божіемъ,
какъ душѣ міра, который все оживляетъ, питаетъ землю, вдыхается че­
ловѣкомъ (гл. 7), при созданіи міра носился надъ водами, дарованъ тво­
ренію какъ душа человѣку, повсюду разлитъ (кн. II, гл. 4. 13).
(9) Это мѣсто> «царя земнаго.·.,» приводитъ подъ именемъ Ѳеофила
св. Іоаннъ Дамаскинъ (Sacr. parall.) Такое же уподобленіе дѣлаетъ св.
Ириней (adv. haer. II, с. 6. { 2).