Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
-
97—
которые расходятся въ самыхъ основаніяхъ, полезно было
бы предложить другое начало, показывая вмѣстѣ съ ними
сомнѣніе въ томъ . чтб они изслѣдуютъ, и вмѣстѣ съ ними
разсуждая такимъ образомъ: совершенно ли навсегда остав­
лена безъ вниманія жизнь и все поведеніе людей и распро­
стертъ на землѣ какой-то глубокій мракъ, покрывающій не­
вѣденіемъ и забвеніемъ самихъ людей и дѣла и х ъ , или г о ­
раздо безопаснѣе думать, что Творецъ управляетъ своими
твореніями, надзираетъ надъ всѣмъ существующимъ и с о ­
вершающимся, и есть судія дѣлъ и намѣреній? Еіслибы ни­
когда не было никакого суда надъ человѣческими дѣяніями,
то люди не имѣли бы никакого преимущества предъ живот­
ными, или даже- были бы еіце несчастнѣе ихъ, такъ какъ
они борются со страстями и заботятся о благочестіи и
правдѣ и о прочихъ добродѣтеляхъ; а жизнь скотская была
бы самою лучшею, добродѣтель— нелѣпостью, угроза суда—
крайне смѣшною, наслажденіе всякими удовольствіями— в е­
личайшимъ благомъ; и общимъ для всего ученіемъ и од­
нимъ закономъ было бы любимое у невоздержныхъ и сла­
дострастныхъ правило: «будемъ ѣсть и пить, ибо утромъ
умрем ъ» ( в) . Конецъ такой жизни не удовольствіе, какъ
думаютъ нѣкоторые, а совершенное безчувствіе. Если же
Творецъ людей имѣетъ какое-нибудь попеченіе о своихъ тво­
реніяхъ, и соблюдаетъ различіе между доброю и худою жиз­
нію, то это послѣдуетъ или въ настоящей жизни, когда еще
ж и в ут ъ люда добродѣтельные или злые, или послѣ смерти,
когда они подвергнутся раздѣленію и разрушенію. Но н и в ъ
т о м ъ , ни въ другомъ случаѣ не можетъ быть соблюдена
праведный судъ. Ибо въ настоящей жизни ни добрые не
(·) Исаіи XXII, 13, 1 Кор. XV, 32.
7