Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
-
69—
кое-нибудь ложное мнѣніе господствуетъ въ умѣ слушателей
о противится словамъ его. Посему, имѣя въ виду большую
пользу и мы ивогда излагаемъ доказательства истины не­
прямыя прежде тѣхъ, которые прямо подтверждаютъ истину.
Такимъ же образомъ поступить я нахожу небезполезнымъ и
теперь въ разсужденіи о воскресеніи, обращая вниманіе на
потребность. Ибо и касательно этого предмета одни совер­
шенно не вѣруютъ, другіе сомнѣваются, и изъ тѣхъ, ко­
торы е принимаютъ первыя основанія ( 1), нѣкоторые колеблются
умом ъ подобно сомнѣвающимся и чтб всего безразсуднѣе,
они находятся въ такомъ состояніи, не имѣя никакого по­
вода къ невѣрію въ самой сущности дѣла, и не находя
сказать никакой основательной причины, почему ови не вѣ­
рую тъ или колеблются.
2.
Будемъ разсуждать такъ. Безспорно, что не всякое
невѣріе бываетъ у нѣкоторыхъ безъ основанія и по без­
разсудному предубѣжденію, но иногда происходитъ отъ осно­
вательной причины и осторожности въ изысканіи истины:
оно имѣетъ справедливое основаніе, когда самый предметъ,
которому не вѣруютъ, представляется невѣроятнымъ; но не
вѣрить тому, что само не есть невѣроятно, свойственно
л ю д я м ъ , не имѣющимъ здраваго сужденія относительно
истины. Итакъ тѣ, которые не вѣруютъ или сомнѣваются
касательно воскресенія, должны не по тому, чтб кажется
им ъ безъ всякаго разсужденія и что нравится людямъ раз­
вратнымъ, произносить о немъ сужденіе, но или допустить
происхожденіе людей безъ всякой причины,— а это весьма
(*) Т. е . на которыхъ утверждается истина воскресенія мертвыхъ,—
всемогущество Бога и сотвореніе міра по Его волѣ, о чемъ и говоритъ
Аѳинагоръ въ 1-й части своего трактата.