Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
чай н и ко м ъ въ школѣ академиковъ. Намѣреваясь писать про­
тивъ христіанства, для вѣрнѣйшаго достиженія своей цѣли
приступилъ къ чтенію свящ. книгъ, и плѣненный благода­
тію Св. Д ух а , подобно великому Павлу, сдѣлался проповѣд­
никомъ того самаго ученія, противъ котораго возставалъ.
Ученикомъ его былъ Климентъ александрійскій, у котораго
обучался Пан?енъ.» (См. Dodtd. Dissert. in Irenaeum,ad calcem.)
Но и это почти единственное свидѣтельство много оспари­
ваютъ, потому что оно въ ч асты х ъ своихъ показаніяхъ
прямо расходится съ свидѣтельствомъ церковнаго историка
Евсевія, который и жилъ прежде Филиппа и сочиненіями
своими (историческими) далеко превосходитъ жалкую, по
отзывамъ Сократа (Церк. Ист. кн. 17 гл. 27.) и патр. Фотія,
(C od . XXXV), компиляцію Филиппову, съ громкимъ на­
званіемъ исторіи христіанства. Такъ, напр., невѣрно Сядетъ
утверждаетъ, будто Аѳипагоръ былъ начальникомъ александ­
рійской школы: ибо въ такомъ случаѣ непонятно, какимъ
образомъ могли бы оставаться въ неизвѣстности творенія
столъ знаменитаго лица даже для Евсевія? Далѣе, Климентъ
александрійскій былъ не учителемъ, а ученикомъ Пантена:
объ этомъ ясно свидѣтельствуютъ Евсевій (Ц. Ист. кн. 5 .
гл. 10) и Фотій (Cod. CIX).
Самъ апологетъ въ началѣ своего сочиненія о воскресеніи
мертвыхъ свидѣтельствуетъ, что онъ написалъ не мало со­
чиненій, доставившихъ ему почетное имя философа; но и зъ
всѣхъ нихъ до насъ дошли только два: апологія и трактатъ
о воскресеніи мертвыхъ.
Апологія есть лучшее произведеніе Аѳинагора. Она пред­
ставлена была Марку Аврелію и сыну его Коммоду, а не «Іуцію
Б ер у . Это мнѣніе находитъ себѣ подтвержденіе въ самой апо­
логіи. Т а к ъ, Аѳинагоръ (гл. 37) говорить: «Кто съ большею
справедливостію можетъ получить просяное, какъ не мы, к о -