Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR

53—
статуяхъ или природа вещества? Но вещество ихъ — мѣдь:
чтоже можетъ сдѣлать сама по себѣ мѣдь, которую можао
снова измѣнить въ другую Форму, какъ Амазисъ у Геро-
дота превратилъ тазъ въ изображеніе бога? И сами Нерил-
линъ, Протей и Александръ, что больше могутъ сдѣлать
для болящихъ? Ибо что теперь, по разсказамъ, производитъ
статуя, то производила она и тогда, когда Нериллинъ былъ
еще живъ и боленъ.
27.
Итакъ, что же? Прежде всего неразумныя и мечта·
тельныя движенія представленій души то такіе, то другіе образы
частію заимствуютъ отъ вещества, частію сами по себѣ соз­
даютъ и производятъ. Это случается съ душею особенно
тогда, когда она прилѣпляется къ духу вещества и смѣши­
вается съ нимъ, когда она взираетъ в ен а небесное и Твор­
ца вселенной, а долу, на земныя вещи, вообще на землю,
какъ будто она только плоть и кровь, а не чистый духъ.
Такія неразумныя и мечтательныя движенія души произво­
д ятъ видѣнія, соединенныя съ страстнымъ влеченіемъ къ в е ­
щественнымъ изображеніямъ. Когда нѣжная и удобопреклон-
ная душа, невѣдущая и неопытная въ твердомъ ученіи,
чуждая истины и не постигающая Отца и Творца вселенаой,
исполнится ложныхъ о себѣ представленій: то обращающіеся
около вещества демоны, жаждущіе жертвеннаго дыма и кро­
ви, обольстители людей, — призвавъ себѣ на помощь эти
увлекающія толпу обманчивыя движенія души, и дѣйствуя
ва умы людей, внѣдряютъ въ нихъ эти видѣнія, какъ бы они
происходили отъ вдоловъ и статуй; и когда душа сама со­
бою , какъ безсмертная, разумно движется, предузнавая бу­
дущее или испытуя настоящее: то демоны присвояютъ себѣ
эту славу.