Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
ОВЪ АѲИНАГОРБ И ЕГО СОЧИНЕ­
НІЯХЪ.
Въ надписаніи къ апологіи, принадлежащемъ, по м н ѣ н і ю
ученыхъ, самому Аѳина гору, онъ называетъ себя аѳиняни­
номъ, ф и л о с о ф о м ъ христіанскимъ. Дальнѣйшихъ подробно­
стей жизни этого а п о л о г е т а исторія не сохранила намъ. Два
только писателя говорятъ объ Аѳинагорѣ: святый Меѳо­
дій и Филиппъ Сидетъ. Первый приводитъ одно мѣсто изъ
апологіи Аѳипагора (*); другой сказалъ только нѣсколько
словъ, и то подлежащихъ большому сомнѣнію; Евсевій и
Іеронимъ хранятъ глубокое молчаніе объ этомъ писателѣ (**).
Вотъ что говоритъ Сидетъ: « Начальникомъ Александрійской
школы былъ Аѳинагоръ. Онъ жилъ во времена Адріана и
Антонина, и представилъ имъ свою апологію въ защиту
христіанъ. Онъ исповѣдывалъ христіанскую вѣру уже и въ
то время, когда ходилъ еще въ тогѣ Философа, и былъ на-
(*) Апол. гл. 24. См. у Епиф. Haer. XLIV, 21, и Фотія Bibi Cod. 234.
(**) Нѣкоторые (Бароній, ad. d . 18 іап., Тиллемонъ, и др.) принимаютъ
Аеинагора за одно лицо съ мученикомъ Аѳиногеномъ, который, по сви­
дѣтельству св. Василія Великаго (о Св. Духѣ. Гл. 29), сложилъ хвалеб­
ную пѣснь въ честь третьей ѵпостаси Св. Троицы, и предалъ ее уче­
никамъ своимъ, когда осужденъ былъ на сожженіе. Такое сближеніе
основывается лишьна нѣкоторомъ созвучіи .двухъ именъ—Аѳинагора и
Аѳиногена, и на предполагаемой только ошибкѣ, допущенной перепис­
чиками твореній Аѳиногена. Этотъ мученикъ пострадалъ въ Севастіи,
въ Арменіи, вмѣстѣ съ другими, въ царствованіе Діоклитіана.