Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR

49—
ангеламъ, къ нимъ приставленнымъ ( 80). Какъу людей есть
свобода выбирать добро и зло (ибо вы ве награждали бы
добрыхъ и не наказывали бы злыхъ, еслибы порокъ и до­
бродѣтель не были въ ихъ власти, и одни оказываются ис­
правными въ томъ, что имъ поручено отъ васъ, а другіе—
невѣрными): такъ и у ангеловъ. Одни изъ нихъ, свобод­
ные, какими и сотворены были отъ Бога, пребыли въ томъ,
къ чему Богъ сотворилъ ихъ и опредѣлилъ; а другіе зло­
употребили и своимъ естествомъ и предоставленною имъ
властію. Таковы: князь вещества и видовъ его, и другіе
изъ тѣхъ, которые были около него, какъ главнаго, помощ­
никами (вы знаете, что мы ничего бездоказательнаго не го­
воримъ, а излагаемъ то, что возвѣщено пророками),— пос­
лѣдніе возъимѣли вожделѣніе къ дѣвамъ и были побѣждены
плотію; а тотъ сдѣлался небреженъ и лукавъ въ управле­
ніи ему ввѣренномъ. Отъ совокупившихся съ дѣвами роди­
лись такъ-называемые исполины. Не удивляйтесь, если и
поэты нѣчто сказали объ этихъ
исполинахъ: между
мудростію и божественною и мірскою такое же разстояніе,
какое между истиною и вѣроятностію: первая — небесная,
а вторая земная; и благодаря начальнику вещества «мы
умѣемъ говорить много ложнаго, похожаго на истину» (81).
25. Сіи-то ангелы, низпадшіе съ неба и обитающіе въ
воздухѣ и на землѣ и уже не могущіе взойдти на небо,
(®°) Приписываемое ангеламъ промышленіе о частяхъ міра нисколько
не исключаетъ божескаго о нихъ промышленія, а выражаетъ только то,
что ови по ограниченности своей природы согласно съ волею Божіею
имѣютъ попеченіе о малыхъ (сравнительно) вещахъ, между тѣмъ какъ
Богъ о всемъ промышляетъ и всѣмъ управляетъ. Послѣдняя мысль осо­
бенно сильно выражается у Аѳинагора въ трактатѣ о воскресеніи гл. 18.
(8І) Гезіод. Theog. 27.