Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
-
45—
воздуху, такъ чтобы нечестивое совокупленіе съ ними Зев­
са было соединеніемъ земли и воздуха? Отступивъ отъ ве­
личія Божія и не будучи въ состояніи подняться разумомъ
выше, ибо не имѣютъ стремленія къ небесному обиталищу,

они остановились на видахъ матеріи и низпадши долу
боготворятъ измѣненія стихій, подобно тому, какъ еслибы
кто нибудь принялъ за кормчаго корабль, на которомъ овъ
плыветъ. Но какъ корабль, хотя бы былъ снабженъ всѣмъ
вужвымъ, ничего не значитъ, если нѣтъ на немъ кормчаго:
такъ и стихіи, хотя устроенныя, безполезны безъ промысла
Божія. Корабль самъ по себѣ не будетъ плавать: такъ и
стихіи безъ Создателя не будутъ двигаться.
23.
Вы, превосходя всѣхъ умомъ, можетъ быть спро­
сите: какимъ же образомъ дѣйствуютъ нѣкоторые изъ идо­
ловъ, если не боги тѣ, которымъ мы воздвигаемъ статуи?
Ибо невозможно, чтобы бездушныя и неподвижныя изобра­
женія дѣйствовали сами по себѣ, безъ движущаго. Что въ
нѣкоторыхъ мѣстахъ и городахъ, у тѣхъ или другихъ, на­
родовъ бываютъ нѣкоторыя дѣйствія подъ именемъ идоловъ,
этого не отвергаемъ и цы; но если одни получали отъ нихъ
пользу, а другіе вредъ, мы не почитаемъ поэтому богами
тѣхъ, которые производили то и другое. Впрочемъ, тща­
тельно изслѣдуемъ, какимъ образамъ по мнѣвію вашему
дѣйствуютъ идолы, и кто дѣйствуетъ, присвояя себѣ ихъ
имена. Но, приступая къ объясненію того, кто дѣйствуетъ
въ идолахъ, и что это— не боги, нахожу нужнымъ восполь­
зоваться нѣкоторыми свидѣтельствами ифилософовъ. Вопер-
вы хъ, Ѳалесъ, какъ говорятъ тщательно изучавшіе его уче­
н іе, — различаетъ бога, демоновъ и героевъ. Бога онъ по­
ч итаетъ умомъ міра, подъ демонами разумѣетъ духовныя су-