Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
-
30-
4 5. Но нуеть σι* почитаютъ одамъ и тѣхъ ае боговъ.
Что se? Еслі mone, а® уйѣя различать, чтд такое веще·
етво, а чтд такое Богъ, ■ какое «вяну в м · различіе, по-
клоааштея сдѣлавш и» кгь вещества идоламъ: то яеужелн для
и х ъ ■ аы , которые отдѣляемъ и различаемъ безначальное ■
происшедшее, сущее и несущее, постигаемое ум овъ ■ воспри­
нимаемое чувствомъ, и каждому ивъ этихъ предметовъ д а т ъ
п ри м я то е названіе, неуягеля и мы сгааемѵ покланяться идо­
ламъ? Если вещество и Богъ одно и то ж е, только два на­
званія одного а того же предмета, то мы поступаемъ не­
честиво, не ночитая за боговъ к а ш и и дерева, золото н се­
ребро. Если же они весьма различны между собою, различ­
ны отолита, сколмсо художникъ т матеріалъ для его рабо­
ты, то за что ввоъ обвиняютъ? Ибо кань горшечникъ от­
носится къ глинѣ: — глина ееть матеріалъ, а горшечвякъ-
хуложивъ,-* - такъ относятся между собою и Богъ Создай
теии> ■ вещество, иовивующевся Его художеству, flo какъ
глина сана собою, безъ помощи искусства не можетъ сдѣ*
даться сосудомъ: тавъ и удобоизмѣвяемое вещество б езъ
художника— Бога не получила бы ни разнообразія, ниФор­
мы, ви красоты. Не ставимъ мы глинянаго сосуда выще
горшечника, ви чашъ а золотыхъ блюдъ вы пе сдѣлавшаго
ихъ художника; но если есть въ нихъ что ввбудь хорошее
по искусству, хвалимъ художника, и онъ пользуется славою
за сосуды; такъ и относительно вещества и Бога, — слава
и честь устроенія міра по справедливости принадлежатъа е
веществу, а Богу, его Создателю. ІІосему, еслнбы мы т ѣ
однихъ и тѣхъ же боговъ—говоритъ онъ—вы оскорбляете тѣхъ, к о г о
ве чтите. Предпочтеніе одного не можетъ быть безъ порицанія др уг а ­
го. такъ какъ в избраніе одного не можетъ быть безъ отверженія д р у ­
гаго. Ароі. с. 13. Adv. Nat. I, с. 10« Сн. Іустина I Апол. гл. 24 .