Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
-
23—
читать самыя книги, и тщательно изслѣдоватьвъ нихъ
заключающіяся пророчества, чтобы, ио надлежащемъ обсуж-
девіи, вы могли отвратить гоненія на насъ.
10.
Я достаточно доказалъ, что мы не безбожники, когда
признаемъ единаго Бога безначальнаго, вѣчнаго, невидимаго
ѵ безстрастнаго, необъятнаго и неизмѣримаго, постигаемаго
однимъ умомъ и разумомъ, преисполненнаго свѣтомъ и
красотою, духомъ и неизреченною силою, Который словомъ
Своимъ все сотворилъ и устроилъ, в все содержитъ. Мы
также признаемъ и Сына Божія: и никому да не покажется
смѣшнымъ, что у Бога есть Сынъ. Ибо мы представляемъ
Бога Отца и Сына не такъ, какъ баснословна поэты, у
которыхъ бога нисколько ве лучше людей (*°). Сынъ Бо­
жій есть Слово Отца, какъ Его идея и какъ лиственная
сила (8І), ибо по Нему и чрезъ Него все сотворено, потому
что Отецъ и Сынъ суть одно. А такъ какъ Сынъ въ От­
цѣ и Отецъ въ Сынѣ, по единству и силѣ духа (·*), то
Сынъ Божій— умъ и слово Отца. Если вамъ по превосход­
ному разумѣнію вашему желательно знать, чтд такое Сывъ;
(®°) Сн. Іуст. I, Апол. гл. 4; Рѣчь къ эллин. гл. 1 —4; Увѣщ. къ эллин.
гл. 2; О единовл. гл. 6; Татіана Рѣчь къ эллин. гл. 8.
(«) Έ ν iSict, ш і ivspyitα . Эти слова поясняются дальнѣйшими: ибо
по Нѳму (κρος Λύτου ші ді αύτου) все сотворено.» Сынъ Божій есть
Слово (λογος), или Разумъ, 1) (въ идеальномъ смыслѣ) какъ первооб­
разная иде* или образецъ, такъ какъ все сотворено сообразно съ Нимъ;
2) (въ реальномъ смыслѣ)* какъ дѣйствующая сила, ибо все получило
бытіе чрезъ Него, — Онъ есть и Первообразъ всѣхъ вещей и Начало
и хъ дѣйствительнаго бытія.
(**) Здѣсь именемъ духа означается не лице Св. Духа, но духовная
природа Отца и Сына и общая имъ божеская сущность. Подобное
встрѣчается кромѣ Аѳинагора, и у другихъ писателей церковныхъ. См.
Іустина I Апол. гл. 33; Татіан. Рѣчь къ эллин. гл. 7; ѲеоФил. къ Автол.
II, 10; Тертулл. adv. Магс. III, 16: Spiritus Creatoris, qui e st Chrystus,
Apolog. c. 21; adv. Hermog. c. 18.