Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR
-
ц-
6.
И Филолай говоря, что все содержится Богомъ, какъ бы
въ крѣпости, показываетъ и единство Ёго и превосходство
вадъ матеріею. Также Лисій и Опоимъ (І0) , — одинъ изъ нихъ
называетъ Бога невыразимымъ числомъ, а другой избыткомъ
самаго большаго изъ чиселъ предъ ближайшимъ. Такъ, еслі
десять есть самое большое число, какъ думаютъ пнѳагорейцы,
потому что оно четверочастное и содержитъ въ себѣ всѣ
отношенія числа и гармоніи ( п) , а девять есть ближай­
шее къ нону: то Ьогъ ееть единица, т . е . Онъ единъ;
ибо высшее число только единицею превосходитъ ближайшее
ш> нему меньшее. Также Платонъ и Аристотель. Впрочемъ,
приводя слова этихъ философовъ о Богѣ, я не намѣренъ по·
дробно излагать ихъ ученіе; ибо знаю, что на сколько вы пре­
восходите всѣхъ мудростію и силою власти, на столько воз­
вышаетесь вадъ всѣми и основательнымъ изученіемъ всякаго
знанія, усвоивши каждую отрасль учености такъ, какъ не
усвоили себѣ другіе, занимающіеся только одною отраслію .
Но такъ какъ безъ приведенія именъфилософовъ невоз-
гіЬжно показать, что не одни мы почитаемъ Бога единымъ:
то я и обратился къ ихъ мнѣніямъ Итакъ, Платонъ гово­
ритъ: «Зиждителя и отца всего и найдіи не легко и нашед-
ши возвѣстить Его всѣмъ яевозмоашо» ( 1в), разумѣя здѣсь
единаго и вѣчнаго Бога. Хотя онъ признаетъ и другихъ
боговъ, вапр С"Ліще луну и звѣзды: но признаетъ и х ъ
сотворенными «Боги боговъ, которыхъ я создатель и о тец ъ
твореній, которыя не моіутъ разрушиться безъ моей воли;
(10; Лисій и Опоимъ—послѣдователи Пиѳагора, о которыхъ упоминаетъ
Ямвлихъ (Ѵіі. Pythag. с . 36).
(4І) Число десять называется четверочастнымъ, потому что одинш,
два, т рп * четыре, будучи сложены, составляютъ десять.
(1S) См. въ Тимеѣ; сн. Іустина II Апол. гл. 10.