Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 5. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.5. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1864

OCR

101
нихъ для нея. Если ова выше тлѣнія, то не страшится ни-
чего того, что могло бы причинить ей смерть; не страшит­
ся ни голода, ни болѣзни, ни отсѣченія членовъ, ни увѣ­
ч ья, ни огпя, ни желѣза, потому что она не можетъ по­
терпѣть отъ сего никакого вреда или болѣзни, такъ какъ
ея совершенно не касаются ни тѣла, ви силы тѣлесныя.
Если же страстныя движенія присвоятъ собственно душамъ—
нелѣпо: то преступленія, происходящія отъ нихъ, и нака­
занія за нихъ возлагать на однѣ души — чрезвычайно не­
справедливо и недостойно суда Божія.
22.
Кромѣ того, не нелѣпо ли — добродѣтель и порокъ
считать даже немыслимыми въ одной душѣ, отдѣльно отъ
тѣ л а, ибо добродѣтели мы признаемъ добродѣтелями чело­
в ѣ ка, равно какъ и противоположные имъ пороки, а не о т ­
носимъ къ душѣ, отдѣленной отъ тѣла, самой по себѣ су­
ществующей, — награду же или наказаніе за нихъ относить
к ъ одной душѣ? Какимъ образомъ представить себѣ муже­
ство и твердость въ одпой только душѣ, когда она не б о­
ится ни смерти, ни ранъ, ни отсѣченій членовъ, ни ущер­
ба, ни ударовъ, пи происходящихъ отъ нихъ страданій, или
несчастій? Какимъ образомъ представить въ вей воздержа­
ніе и цѣломудріе, когда ова не влечется никакимъ желані­
ем ъ къ пищѣ, или совокупленію, или другимъ удовольстві­
ям ъ и наслажденіямъ, когда ничто другое ни извнутри не
возбуждаетъ ея, ни извнѣ не подстрекаетъ? Какъ предста­
вить въ ней благоразуміе, когда ей не предлежитъ, надъ
ч ѣ м ъ бы ей дѣйствовать или не дѣйствовать, что избирать и
ч е г о убѣгать, или лучше, когда въ ней нѣтъ никакого дви­
ж е н ія , или естественнаго стремленія къ какой-либо внѣшней
дѣятельности? Какимъ образомъ душамъ можетъ быть свой-