Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR
-
69-
замѣть: пѳ одво ли то же въ словахъ Моисея ■ Платова,
съ разницею только въ членѣ? Моисей сказалъ: Сый(δ ών),
а Платонъ: сущее (тЬоѵ). То и другое выраженіе, очеви­
дно, приличествуетъ Богу всегда-суіцему; ябо только Онъ
одинъ всегда есть и не имѣетъ начала. Что же другое про-
тивополагается всегда-суіцему», о чемъ Платонъ сказалъ:
«всегда бывающее, но никогда несущ ее?» Разсмотримъ это
внимательно, и увидимъ, что онъ ясно и прямо безначаль­
наго называетъ вѣчнымъ, а получившихъ начало или с о з-
данныхъ,— какъ у него говорится о нихъ: «боги боговъ,
которыхъ Я создатель»,— называетъ происходящими и по­
гибающими. Б отъ его собственныя слова: «надобно по мо­
ему мнѣнію прежде всего различать, чтд есть всегда-сущее,
но неимѣющее начала, и чтб бывающее, но никогда не су­
щее. Одво понимается разумнымъ мышленіемъ, будучи
всегда тожественно, другое же подлежитъ мнѣнію посред­
ствомъ неразумнаго ощущенія, такъ-какъ оно происходитъ
■ погибаетъ, но никогда не есть». Эти слова тѣмъ, кото­
рые могутъ правильно мыслить, даютъ разумѣть погибель и
уничтоженіе созданныхъ б оговъ . Считаю необходимымъ о б ­
ратить вниманіе и на то , что Платонъ называетъ Бога не
творцомъ, но создателемъ боговъ, ибо по мнѣнію того же Пла­
тона есть большая разница между тѣмъ и другимъ: т в о ­
рецъ не нуждается ни въ чемъ постороннемъ и собствен­
ною силою в могуществомъ производить творимое, созда-
датель же или художникъ получаетъ возможность для своего
созиданія отъ вещества и изъ него образуетъ свое произве­
деніе.
23.
Но можетъ-быть нѣкоторые, не желая отстать отъ
мнѣнія о множествѣ боговъ, возразятъ вамъ, что самъ Ху-