Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

67—
образки, но никого прежде не было, кто далъ бы Богу им я,
и Онъ не имѣлъ нужды давать самому Себѣ имя, будучи
только одинъ ( 43), какъ Онъ самъ свидѣтельствуетъ чрезъ
пророковъ Своихъ, говоря: «Я Богъ первый и послѣдній и
кромѣ Меня нѣтъ другаго Б о г а* (*4). Поэтому, какъ я
выше сказалъ, Богъ, посылая Моисея къ евреямъ, не упо­
минаетъ ни о какомъ имени Своемъ, но таинетвенно обо­
значаетъ Сѳбя посредствомъ причастія (Сый) и тѣмъ даетъ
знать, что Онъ есть единъ. «Я — Сый» говоритъ Онъ, про­
тивопоставляя Себя, какъ сущій, тѣмъ, которые не суще­
ствую тъ, дабы прежде заблуждавшіеся познали, что ови
были привязаны нѳ къ сущимъ, а къ тѣмъ, которые ве
существуютъ. Ибо Онъ зналъ, что между людыми еще ве
исчезло то древнее заблужденіе прородителей, в ъ которое
захотѣлъ вовлечь ихъ человѣконенавистникъ демонъ, говоря:
«вели вы послушаетесь меня преступить заповѣдь Божію,
будете какъ боги» ( 45), называя богами несуществующихъ,
чтобы люди думая, что есть и другіе боги, повѣрили, что
и имъ можно сдѣлаться богами; поэтому-то Богъ сказалъ:
« Я есмь Сый», чтобы посредствомъ причастія «Сый» пока­
зать различіе сущаго Бога отъ несуществующихъ. Когда же
люди, повѣривши обольщенію демона, осмѣлились преслу-
ш аться Бога и вышли изъ рая, то они запомнили, что имъ
было говорено о богахъ, а Богъ еще не открылъ имъ, что
нѣтъ другихъ боговъ (кромѣ Его); ибо несправедливо было
^ с о б л ю д ш и х ъ первой заповѣди, которую сохранить было
т акъ легко, еще учить, во слѣдовало подвергнуть ихъ пра-
(**) Сн. Іуст. 2 anoj. гл. 6.
(♦») Исаія XLIV, 6.
(«) Сн. Быт. III: 3.
5*