Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

65—
«вы, посвящаемъ торжественныя собранія, и въ атомъ поставля-
«емъ свое благочестіе (*)!
Такъ говоритъ Софоклъ.
19. И Пиѳагоръ, сынъ Мнесарха, изложившій ученіе
своей фи л о с о ф іи прикровенно посредствомъ символовъ, какъ
говорятъ его жизнеописатели, имѣлъ, кажется, мысли о
единомъ Б о гѣ , свидѣтельствующія объ его путешествіи в ъ
Египетъ. Ибо почитая единицу началомъ всего и источни­
комъ всякаго блага, онъ иносказательно учитъ, что единъ
Богъ. Это именно видно изъ т о го, что по его словамъ еди-
ввца и одно весьма разлвчаются между собою: едвнвца
имѣетъ мѣсто въ томъ, что поствгается умомъ, а одно—
въ числахъ. Если же хотите вмѣть яснѣйшее доказатель­
ство Пиѳагорова ученія о единомъ Бо гѣ, то выслушайте
его собственное мнѣніе. «Единъ Богъ , говоритъ онъ,— не
внѣ міра, какъ нѣкоторые думаютъ, но цѣлый въ самомъ
себѣ Онъ всецѣло обнимаетъ своимъ взоромъ всѣ твари,
содержитель всѣхъ вѣковъ, зиждитель свовхъ еилъ и дѣлъ,
начало всего, свѣтильникъ неба и всеобщій отецъ, умъ и
душа вселенной, движущая сила всѣхъ сф ер ъ · ( 5в) Таковы
слова Пиѳагора.
2 0 . Платонъ, вѣроятно, раздѣлялъ ученіе Моисея и дру­
гихъ пророковъ о единомъ Богѣ, съ которымъ познакомился
бывши въ Египтѣ, но наученный несчастною судьбою Со­
крата боялся вооружить противъ себя какого-нибудь Анита
(*) Эти лже-софокловы стихи приводятся въ сочиненіи «о единовла-
стительствѣ» (гл. 2), у Климента Алекс. (Protr. с . $ 74; Strom. V. с . 14);
у Евсевія (ргаер. Evang. XIII . с. 13); Кирилла алекс. (adv. jul. 1); сн.
Аѳин. suppi, р. chr. с. 5.
(w) Тоже мѣсто приводятъ Климентъ александр. (protr. с . 6. S 72);
Кириллъ алекс. (adv. Iui. 1); сн. Минудія Фел. (Octav. с . 19); Л а к та ту
(Divin. institt. 1. с. 5).
5