Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR
посланія—съ вопросами о сущности христіанства, его р а з­
личіи отъ язычества и іудейства, о причинѣ его столъ позд­
няго явленія въ мірѣ. Отвѣчая на эти вопросы писатель п о­
сланія одобряетъ желаніе Діогнета узнать истину (гл. 1), и
приглашая къ безпристрастному и непредъубѣждѳнному об­
сужденію дѣла, прежде всего показываетъ, почему христіане
не почитаютъ языческихъ боговъ: эти боги—говоритъ онъ—
суть произведенія самихъ лю дей, сдѣланныя изъ такого же
тлѣннаго вещества, какъ и употребляемые въ обыкновенной
жизни сосуды; они глухи, слѣпы, безъ души, безъ чувства,
безъ движенія (гл. 2). Богопочтеніе іудеевъ разумнѣе языче­
ства, поколику признаютъ единаго Бога, Творца и Владыку
вселенной, но по своему чувственному я суетному служе­
нію Е му кровію и жертвами, какъ будто Всеводовольный
нуждается въ это м ъ , они подобны язычникамъ (гл. 3. 4).
Затѣмъ переходя къ христіанству, тайны котораго никакой
человѣкъ не можетъ изъяснить, по замѣчанію автора, — онъ
изображаетъ чудную картину жизни христіанъ и сравнива­
етъ ихъ положеніе и значеніе въ мірѣ съ душою человѣче­
скою въ отношеніи къ гЬлу (гл. 5. 6). Чтобы объяснить не­
обыкновенную силу христіанства, писатель (гл. 7. 8) гово­
ритъ, что оно учреждено не людьми, какъ прочія религіи,
но открыто самимъ Богомъ, и притомъ не чрезъ какую-либо
высшую духовную тварь, но чрезъ собственнаго Его Сына,
которому Отецъ изначала сообщилъ вѣчный совѣтъ Своей
любви о спасеніи рода человѣческаго. До Христа не было
истиннаго Богопознанія, даже уфилософ о в ъ: чрезъ Христа
Богъ Самъ Себя явилъ и даровалъ людямъ вѣрою созерцать
Бога и быть участниками Его благодѣяній. Почему же хр и­
стіанство такъ поздно явилось въ міръ? Богъ оставилъ лю­
дей , жившихъ до христіанства, собственнымъ похотямъ и