Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR
-
55—
и въ цѣлыя тридцать лѣтъ, какъ оаъ самъ пишетъ (®3),
ради великой любозвательноств прошелъ Азію в Европу,
в весьма многое видѣлъ своими глазами и ваписалъ сорокъ
книгъ своей исторіи (*4). Овъ въ первой своей книгѣ, ска­
завши.. что узналъ отъ египетскихъ жрецовъ о Моисеѣ,
пакъ о первомъ и древнѣйшемъ законодателѣ, такъ напи­
салъ о немъ: «послѣ древняго порядка жизни въ Египгѣ,
который въ миѳологіи представляется періодомъ боговъ и
героевъ , разсказываютъ, что первый научилъ народы упо­
требленію писанныхъ законовъ Моисей, мужъ славный и ве­
личіемъ духа и пользою, принесенною имъ роду человѣче­
скому» (*5). Потомъ, немного послѣ, упоминая о древнихъ
законодателяхъ, во главѣ ихъ ставитъ Моисея. Вотъ его
слова: «говорятъ, что у Іудеевъ Моисей законы свой при­
писалъ Богу, называемому Іао (ββ), потому ли, что почи­
тали дивною и божественною мысль, которая имѣла при­
нести пользу множеству людей, или же потому, что думали,
что народъ обращая вниманіе на совершенства и могущ е­
ство учредителей законовъ, будетъ больше повиноваться
и м ъ . Вторымъ законодателемъ египетскимъ называютъ Са-
ухни са, славнаго своею мудростію. Третьимъ египетскимъ
законодателемъ почитаютъ Сезонхозиса ц ар я , который нѳ
т о лько прославился между Египтянами воинскими подви­
гами, но и тѣмъ, что обуздалъ законами воинственный на-
(24) Діодора Сицил. Biblioth. hist. 1. с. 4.
(■*) Это мѣсто, начиная выше съ словъ: «во времена Огига и Нив­
ха...» имѣлъ предъ своими глазами Юлій Африканскій. См. у Евсевія
ргаераг. evangel. X . с. 10.— Отто.
(*5) Діодор. въ вышеприв. кн. с. 94-.
Сн. Кирил. алекс. adv. Jul. 1.
(2β) Въ текстъ «увѣщанія» это мѣсто изъ Діодора написано неисправно
по ошибкѣ ли автора или писца, и потому оно здѣсь переведено со­
образно съ смысломъ подлинника. Также ошибочно оно приводится и
у Кирилла алекс., давая тотъ смыслъ, будто Моисей названъ Богомъ.