Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

52—
7.
Въ атомъ обличается ихъ взаимное несогласіе. Но
если кто захочетъ внимательнѣе разсмотрѣть творенія каж­
даго изъ нихъ, то найдетъ, что они непостоянны и въ своихъ
собственныхъ мнѣніяхъ. Платонъ, напримѣръ, то принима­
етъ три начала: Бога. вещество и идею, то четыре, при­
бавляя къ нимъ еще всеобщую душу. И еще: сказавши
сначала, что вещество не сотворено, потомъ называетъ его
сотвореннымъ; сперва приписалъ Формѣ самостоятельное
начало и самобытное существованіе, а потомъ говоритъ,
чте она существуетъ въ понятіяхъ ума. И еще признавши
с п ер в а, что все сотворенное тлѣнно, потомъ утверждаетъ,
что нѣкоторыя изъ сотворенныхъ существъ могутъ быть не·
разрушимы и нетлѣнны. Отъ чего же такъ почитаемые у
« а с ъ мудрецами расходятся не только другъ с ъ другомъ,
но часто и сами съ собою? Очевидно отъ того, что не за­
хотѣли учиться у людей свѣдущихъ, вообразивъ себѣ, что
посредствомъ человѣческаго ума своего могутъ достигнуть
яснаго познанія о небесномъ, тогда какъ сами не могли
узнать и земнаго. Такъ одни изъ вашихъфил о с о ф о в ъ утверж­
даютъ, что душа человѣческая находится въ насъ, а иные,
что около насъ. И въ атомъ даже они не захотѣли согла­
с и т ь с я , но какъ бы раздѣливши между собою въ разной
мѣрѣ невѣденіе, спорятъ и разногласягь другъ съ другомъ
я о душѣ. Ибо одни изъ нихъ почитаютъ душу огнемъ,
другіе воздухомъ, иные умомъ, другіе движеніемъ, иные
дыханіемъ; еще нѣкоторые— силою, истекающею изъ звѣздъ,
оные же числомъ, одареннымъ силою движенія, наконецъ
другіе— водою, имѣющею родотворную силу (**). Такимъ
образомъ у нихъ господствуетъ путаница и разногласіе въ
(**) Подобное см. у Эрмія (irrisio gentil. philos. с. 1.)