Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

50-
Гомера, котораго Платовъ исключалъ изъ своей республики
и назвалъ лжецомъ и третьимъ подражателемъ истины ( 1в).
Аристотель пишетъ: «и Гомеръ также сказалъ:
Зевсу досталось межь тучъ и ЭФира пространное небо (|7).
Посредствомъ Гомерова свидѣтельства овъ хотѣлъ сдѣлать бо­
лѣе достовѣрнымъ свое мнѣніе, не в и д а , ч т о если приводить въ
доказательство истины своихъ словъ свидѣтельство Гомера,
т о на томъ же самомъ основаніи многія мнѣнія Аристотеля
окажутся несправедливыми. Ибо Ѳалесъ милетскій, основа­
тель ф и л о с о ф іи , словами того же Гомера опровергнетъ уче­
ніе его о началахъ. Аристотель утверждалъ, что начало
всего Богъ и вещество, а древнѣйшій изъфилософовъ Ѳа­
ле съ называетъ началомъ существующаго воду, потому что,
говоритъ онъ, все происходитъ изъ воды и все разрѣш ает­
ся въ воду. А въ этомъ мнѣніи своемъ овъ основывается
вопервыхъ на том ъ, что сѣмя всѣхъ животныхъ, служащее
имъ началомъ, влажно; вовторыхъ на томъ, что всѣ расте­
нія влагою питаются и приносятъ плодъ, при недостаткѣ
же ея засыхаютъ. П отомъ, какъ бы не довольствуясь этими
заключеніями, ссылается на Гомера, на свидѣтеля достой­
наго вѣры, который такъ говоритъ:
....
древней рѣки Океана, отъ коего все родилось (**)
Не имѣетъ ли права Ѳалесъ сказать Аристотелю: «п оч ем у
же ты , Аристотель, желая опровергнуть мнѣнія П латона,
обращаешься къ Гомеру, какъ говорящему истину, когда
же утверждаешь мнѣніе, противоположное моему, не п р о ­
знаешь его словъ справедливыми?»
6. Что знаменитые философы ваши не согласны между
(|в) De republ. X .
(4?) Иліад. XV. 192. См. Аристот. de mundo с. б.
(,8) Ил. XIV. Ш .