Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR
-
48—
4. Затѣни» отправляясь отъ другаго начала, Пяѳагоръ
самосскій, сынъ Мнесарха, признаетъ началами всего числа,
ихъ отношенія и сочетанія, также составленныя изъ тѣхъ
и другихъ элементы, сверхъ того единицу и неопредѣлен­
ную двоицу. Епикуръ аѳинянинъ, сынъ Неокла, началомъ
всего существующаго называетъ тѣла, созерцаемыя разу­
момъ , чуждыя пустоты, безначальныя и неразрушимыя,
которыя не могутъ ни раздѣляться, ни составляться изъ
частей и ни измѣняться; и потому-то они созерцаются толь­
ко разумомъ. Эмпедоклъ агригентскій, сынъ Метона, при­
д а е т ъ четыре стихіи,— огонь, воздухъ, воду, землю, и двѣ
основныя силы— дружбу и вражду, изъ которыхъ одна сое­
диняетъ, а другая раздѣляетъ. Изъ этого вы видите запу­
танность мнѣній у людей, признаваемыхъ у васъ за мудре­
цовъ, которыхъ вы почитаете учителями вашей религіи.
Одни изъ нихъ признаютъ началомъ всѣхъ вещей— воду,
другіе— воздухъ, иные— огонь, а иные еще что-ли бо изъ
вышеупомянутыхъ стихій Q всѣ они при этомъ пользуются
краснорѣчіемъ въ подкрѣпленіе своихъ неосновательныхъ
мнѣній и стараются доказать, что собственное ученіе того
или другаго изъ нихъ превосходнѣе прочихъ. Таковы ихъ
понятія. Какимъ же образомъ, эллины, тѣмъ, которые же­
лаютъ получить спасеніе, можно быть увѣреннымъ, что ови
могутъ научиться истинной религіи отъ тѣхъ людей, кото­
рые не могли даже другъ друга убѣдить не спорить между
собою и не противорѣчить въ своихъ мнѣніяхъ.
5 . Но можетъ-быть тѣ , которые ве хотятъ оставить
древняго и закоренѣлаго заблужденія, скажутъ, что они
приняли ученіе религіи не отъ вышеупомянутыхъ фидосо·
фовъ, но у знаменитѣйшихъ и славящихъ добродѣтелію—