Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

21
Пошлетъ нѣкогда Его какъ судію, и кто стерпитъ Его прише­
ствіе?.... (20) Невидишь ли, что христіане бросаются на о т в е ­
деніе звѣрямъ для того, чтобъ они отверглись Господа, и
они остаются непобѣдимы. Не видишь ли, что чѣмъ боль*
ш е е число ихъ подвергается казнямъ, тѣмъ боіѣе увеличи­
в а е т с я число другихъ ( в‘). Это не дѣло человѣческое, это
есть сила Божія, это- —
доказательство Его пришествія.
8.
Кто изъ людей зналъ что такое Б о гъ , прежде при­
ш ествія Его Самого? Или ты одобришь пустыя и вздорныя
изреченія тѣхъ мнимо достовѣрныхъ философовъ, изъ ко­
торы хъ одни называли Богомъ огонь,— что захотятъ они, то
и называютъ Богомъ— другіе воду, иные другое что-нибудь
и зъ стихій, сотворенныхъ Богомъ? Но если какое-либо изъ
этихъ мнѣній достойно одобренія, то и всякая другая изъ со­
творенныхъ вещей подобнымъ образомъ могла бы назваться
Бо г о м ъ . Но все это есть ложь и обольщеніе обманщиковъ;
изъ людей никто и не видѣлъ и не показалъ Бога; Онъ
Самъ Себя явилъ. Онъ явилъ Себя чрезъ вѣру, которой
одной даровано видѣть Бога. Ибо Господь и Создатель всего
Б о г ъ , Который все сотворилъ и устроилъ въ порядкѣ, по­
казалъ людямъ не только любовь Свою, ной долготерпѣніе
(20) Здѣсь очевидный пропускъ, замѣченный еще древнѣйшимъ пере­
пи счи ко м ъ посланія къ Діогнету. — Ученые (Сильбургъ, Бэль, Маранъ и
Отто) догадываются о содержаніи пропущенныхъ словъ, главный смыслъ
ко торы хъ можно представить такимъ образомъ: этого будущаго прише­
ствія Спасител я (о которомъ авторъ только что упомянулъ), столь страш­
наго для зл ы хъ и невѣрующихъ, съ несомнѣнною надеждою ожидаютъ
вѣрующіе во Х риста , такъ что никакія бѣдствія, никакія казни не
могутъ ихъ заставить отречься отъ Христа. Не видишь ли... и проч.
jrat) Отто, как ъ и выше въ гл. 6., разумѣетъ здѣсь укрѣпленіе и ободре­
ніе другихъ христіанъ, которые берутъ примѣромъ для подражанія му­
жество казнимыхъ собратій своихъ.