Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

157 —
порабощаютъ ихъ себѣ. Что хорошаго помогать блуду? Хо­
рошо ли содѣйствовать нѣкоторымъ въ ненависти? Прилич­
но ли врачеваніе бѣсноватыхъ приписывать веществу, а не
Богу? Они коварно удаляютъ людей отъ богопочтенія, за­
ставляя ихъ вѣрить въ травы и корни. Еслибы Богъ со­
творилъ ихъ для такого употребленія, какое изъ нихъ дѣла­
ютъ люди, то Онъ былъ бы виновникомъ зла. Богъ сотво­
рилъ все въ хорошемъ видѣ; но безнравственность демоновъ
воспользовалась тѣмъ, что есть въ мірѣ, для дѣлавія зла;
и это есть доказательство ихъ злобы, а ве дѣло (Бога) со­
вершеннаго. Какимъ образомъ я при жизни былъ бы не
золъ, а по смерти, когда я ничего не дѣлаю, мой остатки,
которые не двигаются и даже не чувствуютъ, будутъ произ­
водить нѣчто возбуждающее чувство? Какъ можетъ оказать
помощь другому во мщеніи тотъ, кто умеръ несчастнѣйшею
смертію? Еслибы онъ это могъ, то гораздо болѣе поста­
рал ся бы прогнать отъ себя собственнаго врага; ибо кто
мож етъ помогать другимъ, тотъ гораздо болѣе въ состояніи
отомстить за себя.
18.
Медицина и все, что относится къ ней, представ­
л яетъ такое же коварство (40). Если кто врачуется веще­
ст в о м ъ , имѣя вѣру въ него, тѣмъ болѣе онъ уврачуется,
если прибѣгнетъ къ Богу. Какъ яды суть вещественные со­
с т а в ы , такъ и цѣлительныя средства такой же природы. Хо­
тя мы отвергаемъ худшее вещество, во нѣкоторые часто
покуш аю тся лѣчить посредствомъ соединенія худыхъ веществъ
с ъ другимъ и пользуются зломъ для пріобрѣтенія добра. Но
к а к ъ то тъ , который обѣдалъ съ разбойникомъ, хотя бы
(•°і Авторъ говоритъ здѣсь о медицинѣ, поколику она была соединена
съ суевѣріем ъ или невѣріемъ и отврашала отъ Бога, виновника приро­
ды и цѣлительной силы веществъ.