Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

140 —
ся Его, въ этомъ только ве послушаюсь я скорѣе умру,
чѣмъ покажу себя лжецомъ н неблагодарнымъ. Б о гъ нашъ
ве получилъ начала во времена, потому чго Онъ одинъ без-
началенъ и Самъ есть начало всего. «Богъ есть Духъ» ( і!)
в е живущій въ матеріи ( 19)> во Создатель вещественныхъ
духовъ и Формъ матеріальныхъ, Онъ невидимъ и досязаемъ,
ибо Онъ самъ виновникъ вещей чувственныхъ и вещей ве*
видимыхъ. Его мы познаемъ чрезъ твореніе Е го, и невиди­
мое могущество Его постигаемъ чрезъ дѣла Его ( <3). Не
хочу поклоняться творенію, созданному Имъ для насъ. Солн­
це и луна для в асъ сотворены; какъ же я буду поклонять­
ся слугамъ своимъ? Какъ я признаю за боговъ деревья в
камни? Духъ, проникающій м ат ерію , вижѳ божественнаго
Духа; и такъ какъ онъ уподобляется душѣ, ве достоинъ по­
чести одинаковой съ совершеннымъ Богом ъ. Кромѣ того мы
не должны умилостивлять веизъясвимаго Б о га посредствомъ
какихъ-либо даровъ; ибо Онъ ни въ чемъ не нуждается и
потому не долженъ быть нами преклоняемъ, какъ нуждаю­
щійся. Но я изложу яснѣе ваше ученіе.
5.
Богъ былъ въ началѣ: а начало есть, какъ мы при­
няли, разумная сила ( І4) . Господь в сего , будучи основаніемъ
всего, прежде сотворенія міра былъ одинъ; поеликужеОнъ
(«) Сн. Іоан. IV, 24.
(12) Апологетъ не отрицаетъ здѣсь вездѣнрисутствіе и вседѣйствен­
ность Бога, но споритъ противъ пантеистическаго ученія стоиковъ,
которые представляли Бога подобнымъ душѣ, живущей въ тѣлѣ, и про­
никающимъ всѣ матеріальныя явленія природы.
(,s) Сн. Римл. 1, 20.
(і4) Выраженіе «въ началѣ («» «/>*£)» означаетъ бытіе Божіе до со­
творенія міра; а непосредственно затѣмъ употребленное слово «начало·
указываетъ на начало въ смыслѣ принципа или основанія бытія, кото­
рое есть разумная, духовная сила (Лоусх^ δυναμά), а не что-либо Фи­
зическое иди вещественное.