Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR

130 —
Ііодобно Іустин у , онъ также подвизался въ распространенія
и защищеніи христіанскаго ученія н можетъ-быть преен-
ствовалъ ему въ должности наставника основаннаго имъ учи·
лища въ Римѣ. Родонъ, писавшій опроверженіе ученія
Маркіоиа, санъ называетъ себя ученикомъ Татіана (Евс. Ц
.
Ист. V , 13).
Послѣ мученической сиерти св. Іустина Татіанъ недолго
Оставался въ Римѣ. Онъ отправился на востокъ, в ъ Сирію,
н по своену рѣзкому, склонному къ крайностямъ, аскети­
ческому характеру, впалъ въ гностическія лжеученія. Даль­
нѣйшая внѣшняя судьба его и кончина совершенно неизвѣ­
стны. Время его смерти полагаютъ около 175 года.
Главнѣйшія заблужденія Татіана, по показаніямъ Иринея,
Ипполита, Климента александрійскаго и другихъ церков­
ныхъ писателей, состояли въ тонъ, что онъ допускалъ не­
видимые зоны, подобно Валентину (Ирки.), объяснялъ сло­
ва въ книгѣ Бытія: «да будетъ свѣтъ», какъ просьбу дині-
урга къ высшему Богу (Клим. и Оригенъ), отрицалъ воз­
можность спасенія Адама, какъ главы непослушанія (Ирвн.
Иппол.), отвергалъ бракъ, почитая его блудодѣяніемъ (Ирин.),
осуждалъ употребленіе мяса и вина (Іероп. Еииф. Ѳеодо­
р а ) , и поэтому былъ, если не основателемъ, пекъ вола-
гаетъ Евсевій, то однимъ изъ значительныхъ представите­
лей секты эикратитовъ. Іеронимъ (Comment Galat. с. 6)
приписываеуъ сверхъ того Татіану Аскетическій образыш-
слей о плоти Христа (*).
Что касается литературной дѣятельности Татіана, то Ея·
севій и Іеронииъ говорятъ, что оиъ написалъ очень иного
(*) См. Ирин. adv. haer. 1, 28; Ипполит. Refutat, haer. VIII, 16;
Климент. Strom. III . Ecl. proph.; Ориt. de Oratione $ 13; Тертулл. de
jejun. 15 и de praescr. haer. 52; Еппфап. haer. 46; Ѳеодорнт. haeret,
fab. 1, 20. Кромѣ того у Евс, и Іерои. въ указанныхъ мѣстахъ.