Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR
-
115 -
впрочемъ о нихъ скажемъ немного послѣ. Теперь же мы
доказываемъ возможность воскресенія, и просимъ извиненія
у чадъ церкви въ томъ, что пользуемся доводами по-види-
мому внѣшними и заимствованными отъ міра: (это дѣлаемъ)
вопервыхъ потому, что ннчто, и самый міръ, ве внѣ Бога,
такъ какъ оиъ ееть твореніе Его, вовтрркхъ потому, что
обрядомъ свою рѣчь къ невѣрующимъ. Еслибымы говорили
къ вѣрующимъ, то довольно было бы сказать, что мы вѣ­
руемъ, а въ настоящемъ случаѣ необходимо вести дѣло по­
средствомъ доказательствъ. Вышеприведенные доводы доста­
точно доказываютъ вовможность воскресенія плоти, но такъ·
кокъ невѣрующіе слитком ъ заражены невѣріемъ, το пред­
ставимъ болѣе понудительное доказательство, не отъ вѣры,
которой они чужды, но отъ невѣрія— матери ихъ, т . - е . отъ
основаній, представляемыхъ міромъ. Ибо если такимъ обра­
зом ъ докажемъ имъ, что возможно воскресеніе плоти, то
0йи достойиы будутъ великаго безчестія, когда не могутъ
послѣдовать ви укаяаіям ъ вѣры, ни доводамъ отъ міра.
6.
Изслѣдователи міра, называемые мудрецами, гов оря тъ ,
Что вселенную составляютъ— одни, какъ Платонъ— матерія
и Богъ, другіе, какъ Эпикуръ — атомы и пустота, иные,
ка къ наар. Стоики— четыре стихіи огонь, вода, воздухъ и
зем ля. Достаточно упомянуть о наиболѣе господствующихъ
мнѣніяхъ. Платонъ говоритъ, что все создано Богомъ изъ
матеріи и по Его промышленію, Эпикуръ съ своими послѣ­
дователями утверждаетъ, что все произошло изъ атома и
пустоты по какому-то случайному порыву естественнаго дви­
женія тѣлъ, а стоики все производятъ изъ четырехъ стихій
ори посредствѣ дѣятельности Божіей. При такомъ разногла­
сія я х ъ , у нихъ есть нѣкоторыя общія положенія, всѣми
8*