Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 4. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.4. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1863

OCR
-
10
рокъ посланія къ Діогнету въ сужденіи относительно глав­
нѣйшихъ пунктовъ излагаемаго ими дѣла- а) Іустинъ при­
знаетъ языческихъ боговъ злыми духовными существами—
демонами, которыя обитаютъ въ своихъ идолахъ для приня­
тія отъ людей жертвъ ихъ; въ посланіи напротивъ боги язы­
чества отожествляются съ ихъ идолами, которые суть б ез­
душныя произведенія человѣческихъ рукъ, пичѣмъ не отли­
чающіяся отъ простаго камня, золота и т. п.
-Ь) Іустинъ при­
знаетъ іудейство съ его обрѣтаніемъ, жертвами, законами о
субботѣ и другими обрядовыми постановленіями за Боже­
ственное учрежденіе, данное ради немощи іудеевъ, но в с е -
таки находившееся въ связи съ новымъ завѣтомъ Христа.
Напротивъ въ посланіи отрицается всякое высшее значеніе
іудейскаго богопочтенія, исключая догмата его о Единомъ
Богѣ, и оно низводится почти на одинаковую степень съ
язычествомъ, с) Въ посланіи нѣтъ и слѣда той основной
мысли Св. Іустина о дѣйствованіи Верховнаго Разума или
Слова (λογος) въ дохристіанскомъ мірѣ, по которой время
до Христа чрезъ Ветхозавѣтный законъ и пророчества у
іудеевъ и чрезъ дѣятельность лучшихъ людей въ язычествѣ
служило приготовленіемъ къ полному и всеобщему открове­
нію Слова во Христѣ Спасителѣ. По воззрѣнію писателя п о­
сланія къ Діогнету, христіанство какъ бы внезапно является
въ мірѣ, и не нужда посгепеннаго раскрытія Божественнаго
домостроительства о спасеніи человѣчества была причиною
его недавняго явленія, но Божественное намѣреніе чрезъ г л у­
бину нравственнаго паденія людей привести ихъ къ с о зн а­
нію необходимости спасающей благодати. — Такимъ образомъ
несправедливо приписывать Св. Іустину такое сочиненіе,
которое при немногихъ сходныхъ мысляхъ, общихъ всей
древней христіанской апологетикѣ, находится въ ясномъ про-