Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 3. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.3. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1862

OCR
несравненнаго превосходства предъ всѣми другими вѣроуче­
ніями; апологіи нерѣдко принимали полемическій характеръ,
обличая дохъ и нечестіе язычества, выставляя нелѣпость не-
христіанскихъ понятій, опровергая нападеніи языческихъ
писателей на христіанство. Правда, что апологіи перваго
рода, имѣвшія судебный характеръ, мало имѣли внѣшняго
успѣха; но вообще писанія апологетовъ инѣли важное зна­
ченіе въ* исторіи христіанства, его борьбы съ міромъ враж­
дебнымъ; обращаясь въ средѣ языческаго общества, онѣ раз­
рушали несправедливыя предубѣжденія противъ христіанства
и, представляя его ученіе во всемъ Божественномъ величіи,
вразумляли и просвѣщали людей, искавшихъ истины и ре­
лигіознаго удовлетворенія, и медленно, но успѣшно пролагали
пути къ распространенію и торжеству христіанской Вѣры.
Кромѣ того, писанія древнихъ апологетовъ замѣчательны
и въ отношеніи къ той богословской наукѣ, которая зани­
м а ет ся защищеніемъ и раскрытіемъ Божественнаго достоин­
ства христіанской Вѣры. Извѣстно, что апологетика, пони­
м аем ая въ смыслѣ науки, образовалась въ новѣйшее время
вм ѣ ст ѣ съ точнѣйшимъ разграниченіемъ и основательнѣйшею
обработ ко ю прочихъ наукъ богословскихъ: тѣмъ не менѣе
о н а , какъ по происхожденію своему, такъ и по содержанію
и внутреннему достоинству, находится въ тѣсной связи съ
письм енностію первыхъ вѣковъ христіанства, когда сочине­
н ія м и апологетовъ были положены ея главныя основанія, на­
м ѣ чен ы ея существенныя черты.
М е ж д у христіанскими апологетами - должно прежде всего
н а з в а т ь Кодрата и Аристида, которые представили свои апо­
л о г іи ( * ) императору Адріану въ бытность его въ Аѳинахъ
(*) О нихъ см. Евсевія Ц. Ист IV, 3 ,—Іеронима Catat. Scr. Ессі. гл. 19