Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 3. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.3. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1862

OCR
что къ этимъ с о ц іа л ь н о законнымъ, во противнымъ совѣ·
сти жестокостямъ язычники присоединяли насмѣшки. Видя,
что христіане въ виду самой смерти тверды въ своемъ мело·
вѣданіи, они насмѣшливо спрашивали: почему же христіане
сами себя не убиваютъ, чтобы отойдти къ своему Богу? и по­
чему Богъ ихъ попускаетъ мучить Его чтителей? Отвѣтъ на эти
возраженія составляетъ главное содержаніе второй апологіи,
состоящей изъ 15-ти главъ; причемъ Іустинъ раскрываетъ пре*
восходство христіанскаго ученія предъ ученіями языческихъ
мудрецовъ, впрочемъ по большей части ссылаясь иа то, что
было сказано въ 1-й апологіи. На первое возраженіе Іустинъ
говоритъ, что самоубійство есть преступная смерть и воз­
станіе противъ закона Божія. А что мы на допросахъ не
отрицаемся, это потому, чт« пе сознаемъ за собою ничего
худаго, но почитаемъ нечестіемъ не быть во всемъ вѣрными
истинѣ, которая — мы знаемъ — угодна Богу; притонъ мы
хотимъ и васъ избавить отъ несправедливыхъ убѣжденій на
нашъ счетъ (гл. 4). На другое возраженіе апологетъ отвѣ­
чаетъ, что если йіръ еще сохраняется, то ради христіанъ,
которые суть сѣмя его: ииачс судный огонь сошелъ бы и
истребилъ все безъ различія; но настанетъ время, когда злымъ
духамъ и ихъ послѣдователямъ воздано будетъ наказаніе
въ вѣчномъ огнѣ, а христіане за невинныя страданія будутъ
увѣнчаны славою и блаженствомъ. Настоящія гоненія на х ри­
стіанъ суть дѣйствіе злыхъ дем< новъ, по внушенію которыхъ
и всегда люди, отличавшіеся добрымъ нравомъ, были нена­
видимы и убиваемъ!: напримѣръ Сократъ и Гераклитъ; тѣмъ
болѣе оии преслѣдуютъ христіанъ. Сократу никто не повѣ­
рилъ до того, чтобы готовъ былъ умереть за его ученіе; но
за Христа, котораго Сократъ отчасти только позналъ, уми­
раютъ всякій день, песмотря на людскія мнѣнія и страхъ,

33-