Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 3. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.3. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1862

OCR
-
31-
насъ въ то время, когда оба они славились повсюду, какъ
благочестивые и ф и л о с о ф ы . А Маркъ Аврелій былъ сдѣланъ
отправителемъ Антонину въ 147 г. Опущеніе же въ титулѣ
Марка Аврелія наименованія кесаремъ могло произойди или
отъ ошибки переписчиковъ или отъ самого Іустина, не за­
ботившагося о дипломатическихъ тонкостяхъ. 2) Въ этой
апологіи встрѣчается замѣчаніе о томъ, что по сказанію хр и­
стіанъ Христосъ родился за 150 лѣтъ предъ симъ при К и -
ринеѣ, а училъ при Понтіѣ Пилатѣ (1 апол. гл. 46): это по*
казаніе ослаблять предположеніемъ, что Іустинъ здѣсь хотѣлъ
только приблизительнымъ и круглымъ числомъ обозначить
время, протекшее отъ появленія Основателя христіанства, и
особенно сокращать это число, нѣтъ достаточнаго основанія.
3) Іустинъ говоритъ о Маркіонѣ, какъ о своемъ современ­
никѣ, представляя его лжеучителемъ, который уже обольстилъ
многихъ повсюду (1 ап. гл. 26 и 58). Хотя показанія о вре­
мени дѣятельности Маркіона у древнихъ писателей довольно
неопредѣленны; но въ этомъ случаѣ заслуживаетъ предпо­
чтенія свидѣтельство Иринея (adv haer. 3, 4): онъ говоритъ,
что Маркіонъ, ученикъ Кердона, усилился при римскомъ
епископѣ Аникитѣ, который, по Евсевію (Церк. Ист. IV, 19),
правилъ церковію отъ 158 до 169 г. —4). Наконецъ Евсевій,
говоря о славной дѣятельности Іустина въ защиту Вѣры
противъ еретиковъ и язычниковъ, когда онъ находился въ
Римѣ, относитъ ее ко времени епископа Аникиты (Церк.
Ист. IV , 11·). Все это говоритъ противъ мнѣнія писателей,
относящихъ 1-ю апологію Іустина къ 139 году, и указываетъ
в а г о р а зд о позднѣйшее время ея происхожденія. Посему
в ѣро ятн ѣ е мнѣніе другихъ ученыхъ, которые относятъ ее
къ 150-иу (*).
(*) Т а к о и ы Галлуа, Тильѳмонъ, Иуррн. Грабе, Пр.д Маранъ и Риттеръ.