Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 3. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.3. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1862

OCR

297 —
безводнымъ и былъ принимаемъ за плотника — ибо Онъ
живя среди людей занимался плотничными р аб о та м и , дѣлалъ
орала и ярмы (280), и тѣмъ поучалъ и праведности и дѣ­
ятельной жизни, — то Духъ Святый для людей, какъ я
выше сказалъ, сошелі· на Него въ видѣ голубя и въ то
же время пришелъ съ небесъ голосъ, провѣшенный и
чрезъ Давида, который какъ бы отъ своего лица говорилъ
то, что имѣло быть сказаннымъ Ему отъ Отца: «Ты Сынъ
Мой, Я днесь родилъ Тебя» (281). Этотъ голосъ изъяв­
лялъ, что Его рожденіе послѣдуетъ для людей съ того
времена, какъ Онъ сдѣлается извѣстнымъ имъ.
89. —
Ты хорошо знаешь— сказалъ Трифонъ,— что весь
вародъ нашъ ожидаетъ Христа, и мы признаемъ, что всѣ
приведенныя тобою мѣста изъ Писаній сказаны объ Немъ;
я признаюсь также, что имя Іисусъ, данное сыну Навину,
расположило меня согласиться и на это (282). Но мы со-
(280) См. Марк. VI, 3. Подробности о плотничныхъ занятіяхъ Спаси­
теля сообщаются въ апокрифическихъ сказаніяхъ: Evangelium infantiae
Salvat, arab. и Evang. Thomae. См. у ТишендорФа въ его изданіи апо­
крифовъ.
(281) Псал. 2, 7. См. ниже гл. 103 Сн. Лук. III , 22. О томъ, что та­
кимъ ж е образомъ, какъ у Іустина, излагались въ нѣкоторыхъ экземпля­
рахъ Н. Завѣта слова голоса съ неба, бывшаго при крещеніи Христа,
свидѣтельствуетъ Августинъ, говоря впрочемъ, что древнѣйшіе грече­
скіе кодексы согласны съ св. Лукою. (De consensu evang. II , 14). Епи­
фанѣ (hae r. XXX, 13) приводитъ изъ отрывка Евангелія Эвіонитовъ
слѣдующ ое мѣсто: «и былъ голосъ съ неба, говорящій: Ты Сынъ Мой
возлюбленный, въ Тебѣ Мое благоволеніе, и ещ е: Я днесь родилъ Тебя.»
Подобно Іустину передаютъ слова голоса съ неба Климентъ алекс. (Paed.
1,6,5 25), Меѳодій (Conv. virgg.) Лактанцій (Inst. divin. с. 15) и Ав­
густинъ (Enchirid. ad Laurent. 49). Отто.
(282) Т. ѳ . что Іисусъ Навинъ былъ прообразомъ Христа.
20