Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 3. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.3. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1862

OCR
-
20-
беино извѣстенъ философ ъ цинической шкоды Креститъ,
котораго невѣжество и безнравственность Іустин ъ не разъ
обличалъ предъ народомъ. Слово защиты онъ простеръ даже
къ престолу кесарей и подалъ ивъ двѣ апологіи въ пользу
христіанъ. Наконецъ въ средѣ христіанскаго общества Іу с­
тинъ дѣйствовалъ противъ еретическаго гносиса, который
не только вносилъ раздѣленіе въ церковь, но внушалъ и
язычникамъ предубѣжденіе къ христіанамъ безнравствен­
ностію его послѣдователей. Онъ написалъ сочиненіе противъ
всѣхъ ересей, до него бывшихъ, и противъ Маркіона, съ
которымъ имѣлъ случай встрѣчаться въ Римѣ. (1 апол. гл. 26.58).
Так ая ревностная дѣятельность Іустина въ борьбѣ съ вра­
гами христіанства стоила ему жизни. Онъ самъ это предви­
дѣлъ и писалъ въ своей2-ой апологіи: «я ожидаю, что буду
пойманъ въ сѣти кѣмъ-нибудь изъ тѣхъ, о которыхъ я упо­
мянулъ (т. е. ложныхъ философовъ) и повѣшенъ на деревѣ,
даже можетъ-быть Кресцентомъ» (2 ап. гл. 3). Что Іустинъ
засвидѣтельствовалъ свою вѣру во Христа мученическою
смертію, — въ этомъ удостовѣряютъ показанія древнѣйшихъ
учителей (напр. почти современнаго апологету св. Иринея)
и церковныхъ историковъ, и самое имя мученика, данное
ему христіанскою древностію (*). Подробный разсказъ о кон­
чинѣ Іустина содержатъ акты мученичества его, сохранен­
ные Симеономъ МетаФрастомъ (**). Эти акты ничего не
(*) Ирин. adv. haer. I, 31. Тертулл. adv. Valent., с. 5: lustinus philo­
sophus et martyr. Евсев. Церк. Ист. IV, 16. Іероним. catal. c. 9. 23.
Епифэн. adv. haer. 46.
(*·) Оби находятся вь изданіяхъ Цетановыхъ сочиненій — Марана ■
Маня, и въ «Acta M atryram» Руинарта. Несмотря на сомнѣнія нѣкото­
рыхъ ученыхъ, подлинность ихъ признавали не тольво Тильемонъ, но и
въ новѣйшія времена Отто и Земишъ (въ своихъ монографіяхъ объ Іу-
стинѣ) и Неандѳръ (въ церк. исторіи): именно простота этихъ актовъ и