Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 3. Сочинения древних христианских апологетов

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.3. Сочинения древних христианских апологетов. — Москва, 1862

OCR

18—
они дѣлаютъ по умственной слѣпотѣ, еслибы онъ не старал­
ся всѣми средствами разсѣять ихъ невѣжество и предубѣжде­
нія. Но, предавшись всѣми силами своей души Евангеліе,
Іустинъ однако не пересталъ уважать философ ію , не измѣ­
нилъ и внѣшняго образа жизни. Подобно другимъ христі­
анамъ того времени (*), онъ и послѣ крещенія своего не сбро­
силъ философ ской мантіи,—не потому, конечно, чтобы хо­
тѣлъ чрезъ это .укрыться отъ поношенія, которому подвер­
гались ученики Евангелія. «Я презрѣла, говоритъ онъ, пред­
убѣжденія толпы, и, признаюсь, поставляю себѣ въ славу быть
христіаниномъ и всѣми силами стараюсь явиться такимъ предъ
всѣми» (2 апол. 13.) Но философская мантія, какъ извѣстная
одежда мудрецовъ, возбуждала вниманіе и облегчала другимъ
доступъ къ Іустину для религіозныхъ собесѣдованій (*% въ
то же время она иоказывала, что онъ сдѣлавшись христі­
аниномъ не отказался отъ любви къ мудрости, но напротивъ
нашелъ въ христіанствѣ новую высшую мудрость.
Такимъ образомъ, по внѣшнему виду эллинъ, по убѣжде­
нію и дѣятельности пламенный христіанинъ, Іусти нъ стран­
ствовалъ съ Востока на Западъ по всему римскому государ­
ству, чтобы всюду распространять и утверждать христіан­
скую Вѣру. Безъ церковной должности (***), безъ постояннаго
(*) Таковы напр. аѳинскій апологетъ Арастилъ, позднѣе,—Терту*ліанъ
(de pali. с. 20), александрійскій пресвитеръ Гераклъ (Евс. VI, 19) и Гри­
горій чудотворецъ (Григор. Нисскаго въ его біографіи).
(**) Такъ философская мантія подала поводъ ТриФону-іудею вступить въ
разговоръ съ Іустиномъ, какъ эго видно изъ 1 гл. Разговора.
(·**)Мнѣніе Тильвмона, Марана и др. отом ъ, что Іустинъ былъ пресви­
теромъ, основывается на ошибочномъ пониманіи рѣчи Іустина, когда
онъ говоритъ напр. въ 1-й апологіи (гл. 61 и 65) о крещеніи,—говоритъ
отъ лица христіанъ, какъ повѣствователь о церковныхъ свящ еннодѣй­
ствіяхъ.